Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А, при секретаре Акулиничеве Г.В, с участием административного истца Татаринцева А.А, а также представителя административного ответчика - командира войсковой части N - Кондраханова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-544/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса Татаринцева Александра Алексеевича об оспаривании решения командира и жилищной комиссии указанной воинской части об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, приказом ФСБ России от 20 апреля 2016 года N 55-лс Татаринцев уволен с военной службы в запас, а приказом командира войсковой части N от 28 апреля 2016 года N 38-лс - с 8 мая того же года исключен из списков личного состава воинской части.
17 марта 2020 года административный истец обратился в жилищную комиссию войсковой части N с заявлением о рассмотрении его рапорта от 17 марта 2016 года о принятии с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Так как решением жилищной комиссии войсковой части N от 27 апреля 2016 года, оформленным протоколом заседания N 3, данный рапорт Татаринцева уже был рассмотрен, и в его удовлетворении военнослужащему было отказано, а с момента увольнения с военной службы прошло около четырёх лет, жилищная комиссия пришла к выводу о необходимости отказа административному истцу в удовлетворении заявления.
Полагая свои права нарушенными, Татаринцев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение командира и жилищной комиссии войсковой части N от 30 июня 2020 года, оформленное протоколом заседания N 3, в части, касающейся отказа в принятии его с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и обязать указанных лиц принять его с членами семьи на жилищный учет.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Татаринцеву отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывает, что суд первой инстанции не применил положения пунктов 1 и 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, а также проигнорировал позицию судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 27 июня 2018 года N 73-КГ18-3, согласно которой само по себе увольнение гражданина с военной службы не может служить основанием для лишения его права на жилище.
Утверждает, что вывод суда первой инстанции о невозможности удовлетворения его заявления об обеспечении жилым помещением ввиду утраты статуса военнослужащего является ошибочным.
Обращает внимание на то, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, жилищный орган обязан самостоятельно запрашивать необходимые документы, которые не были представлены заявителем, в связи с чем отказ жилищного органа в 2016 году принять его на жилищный учет ввиду непредставления им документов является незаконным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По смыслу части 3 статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются определённым действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 ранее приведённого Закона следует, что к вышеуказанным категориям граждан, при наличии установленных законом условий и оснований, могут относиться и военнослужащие с членами семьи.
Согласно пункту 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (здесь и далее под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения федеральной противопожарной службы, а также военные факультеты (кафедры) при образовательных организациях высшего образования) в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
В пунктах 1, 3, 4 и 7 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом Директора ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590 (далее - Правила), настоящие Правила определяют порядок организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах безопасности, граждан, уволенных с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), и членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу, к которому прилагаются предусмотренные Правилами документы.
Признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения.
Жилищная комиссия рассматривает заявление военнослужащего, приложенные к нему документы, иные представленные военнослужащим документы в течение тридцати рабочих дней со дня представления военнослужащим в жилищную комиссию документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
По итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Из изложенного следует, что гражданин, обратившийся в жилищную комиссию воинской части с заявлением о постановке его на жилищный учет уже после исключения из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы, не может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением за счёт средств военного ведомства в связи с утратой им статуса военнослужащего. При наличии неотмененного решения жилищной комиссии по заявлению военнослужащего возможность для повторного рассмотрения ею этого же заявления действующим законодательством не предусмотрена.
Как видно из имеющейся в материалах дела светокопии решения Московского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2016 года, решение жилищной комиссии войсковой части N от 27 апреля 2016 года, оформленное протоколом заседания N 3, об отказе в принятии Татаринцева на жилищный учет ввиду непредставления им необходимых документов, признано законным.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что по рапорту Татаринцева в 2016 году жилищной комиссией воинской части уже было принято решение, которое до настоящего времени не отменено, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Гарнизонный военный суд также правильно исходил из того, что административный истец утратил статус военнослужащего еще в 2016 году, в то время как обратился с повторным заявлением о принятии на жилищный учет в 2020 году.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Ссылка же административного истца на определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2018 года N 73-КГ18-3 является несостоятельной, так как оно в силу статьи 64 КАС РФ не имеет преюдициального значения и в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 180 КАС РФ не относится к практикообразующим судебным актам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Татаринцева Александра Алексеевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.