Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М, судей Коуровой В.Е, Фроловой Ж.А.
при секретаре судебного заседания Игнатовой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 11 февраля 2021 г. гражданское дело по иску некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья "6-31" к ЕЛВ, действующей в интересах несовершеннолетнего ДДА, о возложении обязанности привести жилое помещение в первоначальное состояние, по апелляционной жалобе ЕЛВ, действующей в интересах несовершеннолетнего ДДА, на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения ответчика ЕЛВ, ее представителя ЕТП, представителя истца РНС, судебная коллегия
установила:
некоммерческая организация "Товарищество собственников жилья "6-31" (далее - НО "ТСЖ "6-31", ТСЖ) обратилась в суд с иском к ЕЛВ, действующей в интересах несовершеннолетнего ДДА, о возложении обязанности привести жилое помещение в первоначальное состояние.
В обоснование исковых требований, измененных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указала, что несовершеннолетний сын ЕЛВ - ДДА является собственником жилого помещения N, расположенного по адресу: "адрес". Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет НО "ТСЖ "6-31". 18 марта 2019 г..при составлении акта после подтопления квартиры N выявлена перепланировка жилого помещения: на кухне демонтированы оконный и дверной блоки с обустройством арочного проема за счет частичного разбора кладки наружной стены, в результате чего за счет балкона увеличилась отапливаемая площадь квартиры, вместо кладовой оборудована комната. Разрешительные документы на проведение перепланировки ЕЛВ, как законным представителем несовершеннолетнего сына, представлены не были. По данным Государственной жилищной инспекции по Курганской области, МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" документы на перепланировку квартиры N не оформлялись и не выдавались. Департаментом развития городского хозяйства Администрации г..Кургана собственнику выдано требование об оформлении документов на перепланировку помещения в установленном законом порядке либо приведении помещения в первоначальное состояние. Кроме того, поскольку лоджия - это часть объекта капитального строительства (многоквартирного жилого дома), в результате ее присоединения к кухне изменилось назначение данного помещения, за счет уменьшения размера общего имущества увеличилась общая площадь квартиры, принадлежащей сыну ответчика на праве собственности, изменились параметры площади дома как объекта капитального строительства, что требует внесения изменений в технический паспорт многоквартирного дома, то, по мнению истца, для проведения работ по присоединению лоджии к кухне квартиры требовалось согласие всех собственников многоквартирного дома. Однако, такого согласия ответчиком получено не было.
Истец отметил, что объединение лоджий, балконов, террас, веранд с внутренними помещениями нарушает изначально рассчитанный тепловой контур дома (для отопления дома требуется больше ресурсов, чем было рассчитано по проекту). После присоединения лоджии к комнате (кухне) возникает конденсат ввиду отсутствия перед утеплением профессионального теплотехнического расчета, некачественного утепления лоджии. Появление конденсата может повлечь разрушение несущих конструкций дома, в том числе, кровли, вызвать грибок на стенах.
Просила суд обязать ЕЛВ, действующую в интересах ДДА, привести квартиру "адрес" в первоначальное состояние, восстановив оконный и дверной блоки между кухней и лоджией, восстановив кирпичную кладку наружной стены, разобранную для обустройства арочного проема, в течение одного месяца, взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца НО "ТСЖ "6-31" по доверенности РНС на исковых требованиях наставила, дала пояснения согласно изложенным в иске доводам.
Ответчик ЕЛВ, действующая в интересах несовершеннолетнего ДДА, и ее представитель по доверенности ЕТП в судебном заседании против удовлетворения иска возражали, представили решение о согласовании переустройства и перепланировки помещения от 18 сентября 2020 г, выданное Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана.
Курганским городским судом Курганской области 28 сентября 2020 г. постановлено решение, которым исковые требования НО "ТСЖ "6-31" удовлетворены. На ЕЛВ, действующую в интересах ДДА, возложена обязанность привести квартиру N, расположенную по адресу: "адрес", в первоначальное состояние путем восстановления кирпичной кладки наружной стены в разобранной ее части, восстановления оконного и дверного блоков между кухней и лоджией. Указано на необходимость выполнения работ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с таким решением суда, ЕЛВ, действующей в интересах несовершеннолетнего ДДА, подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить, в удовлетворении требований НО "ТСЖ "6-31" отказать.
В обоснование жалобы указывает, что суд неверно применил нормы материального права. В соответствии с требованиями действующего законодательства ею при рассмотрении дела было представлено разрешение от 18 сентября 2020 г. о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, в соответствии с которым Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана дал согласие на перепланировку и переустройство спорной квартиры, а также была представлена проектная документация архитектурно-строительного решения. Вместе с тем, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки данным доказательствам. Ссылается на то, что истцом не представлено доказательств нарушения прав третьих лиц, либо угрозы их жизни и здоровью произведенной перепланировкой.
В возражениях представитель истца НО "ТСЖ "6-31", полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ЕЛВ, действующей в интересах несовершеннолетнего ДДА, - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик ЕЛВ, действующая в интересах несовершеннолетнего ДДА, и ее представитель по устному ходатайству ЕТП доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель истца НО "ТСЖ "6-31" по доверенности РНС в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Заслушав явившихся лиц, судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетнему ДДА на праве собственности с 16 февраля 2016 г. принадлежит жилое помещение площадью 35, 9 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 9 апреля 2020 г.
ЕЛВ является матерью несовершеннолетнего ДДА, что подтверждается свидетельством о рождении от 21 декабря 2006 г. серии N.
Управление многоквартирным домом по указанному выше адресу осуществляет НО "ТСЖ "6-31".
ИП КБК на основании договора от 3 декабря 2008 г. является управляющим НО "ТСЖ "6-31".
При составлении 18 марта 2019 г. управляющим НО "ТСЖ "6-31" акта в связи с подтоплением в квартире "адрес" была выявлена перепланировка: на кухне демонтированы оконный и дверной блоки с обустройством арочного проема за счет частичного разбора кладки наружной стены, в результате чего за счет лоджии увеличилась отапливаемая площадь квартиры, вместо кладовой оборудована комната, о чем управляющим сообщено в уполномоченные органы.
Согласно ответу Администрации г. Кургана от 13 сентября 2019 г. N при выезде на место 3 сентября 2019 г. МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" в квартире "адрес" установлен факт самовольной перепланировки жилого помещения. Представителю собственника выдано требование об оформлении документов на перепланировку помещения в установленном порядке, либо восстановлении планировки помещения в первоначальное состояние.
В соответствии с ответом МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" от 8 апреля 2020 г. N заявление от собственника квартиры "адрес" о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме не поступало, документы не оформлялись и не выдавались.
Удовлетворяя исковые требования НО "ТСЖ "6-31" о понуждении ответчика привести помещение в первоначальное состояние, суд первой инстанции исходил из того, что работы по изменению выхода на лоджию путем организации арочного проема, демонтажа окна и двери, частичный демонтаж подоконного простенка связаны с демонтажем части общего имущества многоквартирного дома, затрагивают общее имущество многоквартирного дома, ведут к уменьшению общего имущества дома, в связи с чем на проведение указанных работ в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требовалось согласие всех собственников многоквартирного дома.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 14 пункта 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Процесс реконструкции может включать в себя и перепланировку, и переустройство.
В части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) обращается в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, представляя определенный в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации пакет документов.
В силу части 4 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
Таким образом, законодатель предусмотрел определенный правовой механизм, регулирующий порядок подачи заявления и получения разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений и последствия невыполнения указанных требований закона.
По данным технического паспорта на многоквартирный "адрес" расположена на 9-м этаже 9-этажного жилого дома, состоит из одной комнаты, ее общая площадь составляет 35, 9 кв. м. В состав помещений квартиры входят: жилая комната площадью 16, 5 кв. м, кухня площадью 7, 9 кв. м, санузел площадью 3, 5 кв. м, коридор площадью 3, 6 кв. м, кладовая площадью 4 кв. м. Площадь лоджии в общую площадь квартиры не включена.
При рассмотрении спора по существу истцом указывалось и ответчиком ЕЛВ не оспаривалось, что в квартире N проведены работы по перепланировке (переустройству), в результате чего на кухне демонтированы оконный и дверной блоки с обустройством арочного проема за счет частичного разбора кладки наружной стены, в результате чего за счет лоджии увеличилась отапливаемая площадь квартиры.
Согласно пояснениям ЕЛВ на момент приобретения в 2016 году квартиры перепланировка была уже произведена, документы на перепланировку прежним собственником не оформлялись.
9 сентября 2020 г. ЕЛВ, действуя в интересах несовершеннолетнего сына, обратилась в Департамент развития и городского хозяйства Администрации г. Кургана с заявлением о выдаче разрешения на перепланировку (переустройство) спорной квартиры, представив проект перепланировки и переустройства квартиры, подготовленный 8 сентября 2020 г. ООО "Проект-мастер".
В соответствии с проектной документацией в квартире "адрес", расположенной на 9-ом этаже, выполнена перепланировка, которая заключается в утеплении пола, потолка, ограждения и стены лоджии и присоединении площади лоджии к кухне, в разборке кирпичной кладки части подоконного пространства в лоджии. В результате перепланировки и переустройства получена однокомнатная квартира общей площадью 37, 1 кв. м, жилой площадью 16, 5 кв. м, площадь кухни за счет присоединения лоджии увеличилась с 7, 9 кв. м до 9, 8 кв. м.
18 сентября 2020 г. Департамент развития и городского хозяйства Администрации г. Кургана выдал ЕЛВ разрешение на перепланировку и переустройство спорной квартиры.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности: общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Из пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу указанных норм права ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, в том числе стены, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом технических особенностей этих конструкций стены многоквартирного дома, плиты балконов и лоджий отвечают основному признаку общего имущества как предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, по данному делу юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись определение способа изменения спорного объекта (реконструкция, перепланировка или переустройство), выяснение вопроса о наличии у ответчика надлежащего разрешения на проведение соответствующих работ, осуществление присоединения части общего имущества собственников многоквартирного дома и получении им согласия всех собственников помещений в доме в случае установления изменения размера общего имущества многоквартирного дома.
Как указано выше, в результате перепланировки (переустройства) спорной квартиры произведен демонтаж подоконного блока и участка стены с устройством арочного проема для выхода на лоджию. При этом демонтирована часть наружной стены под подоконником до уровня пола, которая в силу своего назначения - ограждение внутреннего пространства дома, обслуживает весь дом, является единой конструкцией.
Кроме того, в результате произведенных в квартире работ по обустройству кухни за счет присоединения лоджии была увеличена общая площадь квартиры, тем самым фактически изменены параметры многоквартирного жилого дома в целом, что свидетельствует о реконструкции жилого помещения и многоквартирного дома, требующей внесения соответствующих изменений в их техническую документацию.
Сведений о том, что прежним собственником спорной квартиры, а также ответчиком ЕЛВ было получено согласие всех собственников многоквартирного дома на проведение работ по перепланировке и реконструкции жилого помещения за счет использования общего имущества собственников в многоквартирном доме в материалах дела не имеется.
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (часть 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в силу норм действующего законодательства согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, перепланировки, (переустройства) жилого помещения многоквартирного дома, влекущих присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома, учитывая, что осуществленные в спорной квартире работы повлекли использование части общего имущества многоквартирного дома (подоконного пространства, плит лоджии), согласие всех собственников многоквартирного дома "адрес" ни прежним собственником квартиры N 137, ни ответчиком Ерохиной Л.В, как законным представителем собственника квартиры, получено не было, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности требований НО "ТСЖ "6-31" и возложении на ЕЛВ, действующую в интересах несовершеннолетнего ДДА, обязанности привести жилое помещение в первоначальное состояние.
Ссылка ответчика в жалобе на разрешение, выданное 18 сентября 2020 г. Департаментом развития и городского хозяйства Администрации г. Кургана на перепланировку и переустройство спорной квартиры в соответствии с разработанным проектом перепланировки и переустройства, является несостоятельной, так как само по себе указанное разрешение (в отсутствие согласия всех собственников многоквартирного дома) о законности произведенной в квартире ответчика перепланировки не свидетельствует.
Не может быть признан заслуживающим внимание довод жалобы о непредставлении истцом доказательств нарушения прав третьих лиц, так как факт использования общего имущества многоквартирного дома без согласия всех собственников само по себе свидетельствует о нарушении их прав и законных интересов.
На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ЕЛВ, действующей в интересах несовершеннолетнего ДДА, - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.