Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С, при секретаре ФИО3, с участием прокурора ФИО4, представителя административного истца ФИО2 по доверенности ФИО5, представителей административного ответчика Правительства Ярославской области на основании доверенностей ФИО6 и ФИО7, представителя заинтересованного лица департамента охраны окружающей и природопользования Ярославской области по доверенности ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Ярославской области о признании недействующим в части постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг. N-п, Установил:
Постановлением Правительства Ярославской области от 06 марта 2015г. N 241-п "О выделении зон ограниченного хозяйственного использования, об утверждении Положения о заказнике "Козьмодемьянский" и о внесении изменений в постановление Администрации области от 15.12.2003 N 247 и постановления Правительства области от 01.07.2010 N 460-п, от 03.10.2014 N 977-п" утверждено Положение о заказнике "Козьмодемьнский".
В соответствии с пунктом 7 Положения о заказнике "Козьмодемьянский" площадь заказника составляет 8384, 6799 га, а в редакции постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N 199-п - 8364, 09 га.
Данное Положение о заказнике содержит описание границ заказника (пункт 6), схему (приложение 1). Перечень координат поворотных точек границ заказника приведены в приложениях 1 и 2 к Положению.
Постановление с утвержденным Положением о заказнике "Козьмодемьянский" опубликованы на официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ, газете "Документ-Регион", N 20, 13.03.2015г.
В настоящее время постановление и утвержденное им Положение о заказнике "Козьмодемьянский" действует в редакции постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг. N-п.
В административном исковом заявлении с учетом уточнения ФИО2 просит признать недействующим постановление Правительства Ярославской области от 06.03.2015 N 241-п "О выделении зон ограниченного хозяйственного использования, об утверждении Положения о заказнике "Козьмодемьянский" и о внесении изменений в постановление Администрации области от 15.12.2003 N 247 и постановления Правительства области от 01.07.2010 N 460-п, от 03.10.2014 N 977-п" в части земельного участка с кадастровым номером N.
Административные исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок, принадлежащий административному истцу, располагается в границах заказника, вследствие чего имеются ограничения в пользовании и распоряжении земельным участком. На земельном участке возведен объект капитального строительства (дом). Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области отказано в государственной регистрации и государственном кадастровом учете жилого дома со ссылкой на оспариваемое постановление Правительства Ярославской области. Земельный участок включен в границы заказника без правовых оснований.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат ФИО5 административные исковые требования поддержала, пояснила, что в оспариваемой части постановление противоречит Распоряжению исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ N-р, согласно которому заказник создавался в границах егерского участка N, Закону о дачной амнистии. Также указала, что оспариваемое постановление создало правовую неопределенность, так как в отличие от Положения о заказнике в редакции Постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N 575-п "О внесении изменений в постановление Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ N 247" при описании границ заказника не содержит формулировки "за исключением населенных пунктов".
Представители административного ответчика Правительства Ярославской области на основании доверенностей ФИО6 и ФИО7 административные исковые требования не признали, полагая, что постановление принято в установленном порядке, нормам права, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Представитель заинтересованного лица департамента охраны окружающей и природопользования Ярославской области по доверенности ФИО8 также возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, возражений относительно административных исковых требований не представило.
Прокурором ФИО4 дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "д" и "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования и охраны окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Этот же федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Этот же федеральный закон определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения, могут иметь различный профиль, в том числе могут быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях (положения статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 23 названного федерального закона).
По смыслу правовых предписаний, содержащихся в пункте 2 статьи 23, пунктах 1 и 3 статьи 24 Закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в их системном единстве, создание государственных природных заказников регионального значения, определение задач и особенностей режима особой охраны конкретного природного заказника регионального значения является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые на территориях государственных природных заказников вправе постоянно или временно запретить или ограничить любую деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В целях обеспечения такого права в пункте 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды, регулирующего отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, содержится запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Одновременно федеральный законодатель в названном законе указал, что не только порядок создания, но и порядок функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункт 2 статьи 58), следовательно, режим особой охраны заказника, устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и должен соответствовать Закону N 33-ФЗ.
Аналогичное правовое предписание содержится в статье 23 Закона о животном мире: на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Законом N 33-ФЗ.
Исходя из изложенного, положений статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 45 Устава Ярославской области, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной процедуре и форме, надлежащим образом опубликован.
То обстоятельство, что в границы природного заказника "Козьмодемьянский" включен земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу, не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части регионального нормативного правового акта, поскольку такого ограничения Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не устанавливает, допуская объявление территории государственным природным заказником как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, предварительное получение согласия которых не требуется (пункт 2 статьи 22 данного федерального закона).
Адресная привязка земель, включенных в состав заказника "Козьмодемьянский", не свидетельствует о том, что земли находятся в черте с. Козьмодемьянск, что следует из границ заказника, содержащихся в публичной кадастровой карте.
Кроме того, Земельный кодекс Российской Федерации, регулирующий правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, также такого согласования не предусматривает, относя такие земли к объектам общенационального достояния, не исключает их нахождение как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, так и в собственности граждан и юридических лиц (пункт 2 статьи 95 данного кодекса).
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 указанного кодекса, регламентирующими статус земель особо охраняемых территорий и объектов, включая в состав таких земель и земли особо охраняемых природных территорий.
Аналогичные положения закреплены в части 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим довод административного истца о том, что ранее в границы заказника не входили земли населенных пунктов, не может свидетельствовать о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления, поскольку нарушения процедуры его принятия в связи с уточнением границ заказника и, соответственно, площади его территории на стадии принятия оспариваемого нормативного правового акта не усматривается.
В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты, документами кадастрового учета земельный участок административного истца относится к землям сельскохозяйственного назначения, находится в границах заказника. К указанной категории земель земельный участок относился и на момент его предоставления.
При формировании границ заказника в графическом и координатном виде правовые основания для исключения земельного участка из границ заказника отсутствовали.
В установленном федеральным законом порядке получено положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования территории природного заказника "Козьмодемьянский", проект оспариваемого постановления согласован с уполномоченным федеральным органом государственной власти.
Что касается площади и границ особо охраняемой природной территории, то они обосновываются материалами комплексного экологического обследования участков территорий, которые получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Правовой неопределенности оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат.
Также следует отметить, что действующий механизм защиты земельных прав, установленный в Земельном кодексе Российской Федерации, предоставляет административному истцу выбрать иные адекватные способы судебной защиты нарушенных прав, в том числе предусмотренные положениями статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не имеется оснований для вывода о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам права, регулирующих упрощенный порядок оформления прав граждан на земельные участки, жилые и садовые дома, гаражи и хозяйственные постройки (ч. 1, 2 ст. 49 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; п. п. 2, 3 ст. 3, ч. 7, 9, 11 ст. 54 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 39 ст. 1, ч. 17 ст. 51, ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ), поскольку, как указано выше, отношения в области охраны окружающей среды урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими законами и нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
Не являются основанием для удовлетворения административных исковых требований утверждения представителя административного истца о том, что заказник создавался в границах земель егерского хозяйства.
Материалами дела установлено, что распоряжением исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ N-р создан Государственный природный заказник "Козьмодемьянский" в границах егерского участка N с запретом всякой охоты. Срок действия заказника определен - с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
В последующем принимались другие нормативные акты по вопросу особо охраняемой природной территории природного заказника "Козьмодемьянский"
Решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГг. N утверждены правила охоты на территории Ярославской области. В соответствии с приложением 2 к правилам охоты "Перечень заказников областного значения в зеленых зонах" Козьмодемьянский (комплексный) заказник включен в указанный перечень заказников.
Решением малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГг. N "Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области" заказник Козьмодемьянский площадью 8100 га включен в перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, расположенных в Ярославском районе.
Постановлением Администрации Ярославской области от 15 декабря 2003г. N 247 "О государственных зоологических заказниках Ярославской области" утверждено положение о государственном заказнике "Козьмодемьянский". Пунктом 1.9 раздела I Положения определены границы заказника.
Постановлением Администрации Ярославской области от 21 января 2005г. N 8 "Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области" утвержден перечень особо охраняемых территориях Ярославской области. В данный перечень включен заказник "Козьмодемьянский" без изменения площади - 8100 га. Этим же постановлением признано недействующим Решение малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27 мая 1993г. N 118.
Постановлением Правительства Ярославской области от 10 июня 2009г. N 575-п "О внесении изменений в постановление Администрации Ярославской области от 15.12.2003г. N 247" из границ государственных заказников исключены земли населенных пунктов, в том числе заказника "Козьмодемьянский".
Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010г. N 460-п "Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" дано описание границ государственного заказника "Козьмодемьянский". Границы заказника определены на основании заключения государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГг. N, утвержденной приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг. NЭ.
Постановлением Правительства Ярославской области от 09.06.2010г. N-п из границ государственного заказника "Козьмодемьянский" исключены три земельных участка с кадастровыми номерами N N
Тем самым, до принятия оспариваемого нормативного правового акта границы заказника были определены, содержались в пункте 1.17.1 Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010г. N-п, получили положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу изложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворение административных исковых требований ФИО2 о признании недействующим постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N 241-п "О выделении зон ограниченного хозяйственного использования, об утверждении Положения о заказнике "Козьмодемьянский" и о внесении изменений в постановление Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ N 247 и постановления Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ N 460-п, от ДД.ММ.ГГГГ N 977-п" в части земельного участка с кадастровым номером N
Правительству Ярославской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд.
Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.