Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Стаховой Т.М.
Шеломановой Л.В.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2020 года апелляционную жалобу Белогурова М. Г. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2020 года по административному делу N 2а-580/2020 по административному исковому заявлению Белогурова М. Г. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя истца и заинтересованного лица Щербинина А.Н - Иванова А.А, представителя административного ответчика администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга - Шаймардановой Т.В, представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "ГОРЖИЛОБМЕН" - Петленко Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2019 года отказано в удовлетворении требований административного искового заявление Белогурова М.Г. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа от "дата" года в постановке коммунальной квартиры по адресу: "адрес", в перечень квартир, подлежащих расселению в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир Санкт-Петербурга".
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Щербинин А.Н, заинтересованное лицо Жилищный комитет Санкт-Петербурга, не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "... " коммунальная квартира N... расположена в многоквартирном доме N... по "адрес". Жилая площадь квартиры составляет "... " кв.м, общая - "... " кв.м.
Распоряжением администрации Василеостровского района от "дата" года N N... данная коммунальная квартира признана непригодной для проживания и подлежащей ремонтно-восстановительным работам с целью дальнейшего использования под жилые цели (л.д. 73 т.1).
Сособственниками долей в указанной квартире являются Белогуров М.Г. ("... " долей), ЩЩЩ ("... " долей), остальные доли в праве собственности на квартиру находятся в собственности Санкт-Петербурга.
Ни Белогуров М.Г, ни ЩЩЩ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях не состоят.
Административный истец является собственником "... " долей в праве собственности на квартиру, что соответствует двум комнатам, площадью "... " кв.м и "... " кв.м, на основании договора купли-продажи от "дата" года.
Заинтересованное лицо ЩЩЩ. является сособственником доли в размере "... " на основании договора приватизации от "дата" года, занимает в указанной квартире комнату размером "... " кв.м (л.д. 143 т.1).
Остальные доли в праве собственности на спорный объект недвижимости находятся в государственной собственности (собственности Санкт-Петербурга), согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 34-38 т.2). Указанные доли соответствуют 7 жилым комнатам: площадью "... " кв.м, "... " кв.м, "... " кв.м, "... " кв.м, "... " кв.м, "... " кв.м, "... " кв.м (всего "... " кв.м). Согласно справки формы 9 данные комнаты свободы (л.д.18 т.2).
20 декабря 2018 года административный истец обратился в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении коммунальной квартиры в перечень квартир, подлежащих расселению в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир Санкт-Петербурга".
Оспариваемым в настоящем деле ответом от "дата" года N N... администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что квартира подлежит заселению в порядке статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, после устранения причин непригодности для проживания (л.д. 23 т.1).
Заинтересованное лицо ЩЩЩ "дата" года также обратился к административному ответчику с аналогичным заявлением. В удовлетворении заявления было отказано (л.д. 44-45 т.2).
Обосновывая требования административного иска, Белогуров М.Г. ссылался на то, что поскольку квартира является коммунальной, то при наличии согласия всех ее собственников подлежит включению в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с действующей в Санкт-Петербурге Программой расселения коммунальных квартир. Поскольку он и ЩЩЩ выразили свое волеизъявление на включение квартиры в Программу расселения, то оспариваемый отказ от "дата" года со ссылкой на положения статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации является незаконным (т.1 л.д. 56).
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, проанализировав в совокупности положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих условия включения коммунальной квартиры в Программу расселения коммунальных квартир, пришел к выводу, что поскольку Белогуров М.Г. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, и доля государственной собственности в праве на квартиру превышает 50%, то оспариваемый отказ от "дата" года является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Закона Санкт-Петербурга от 2 ноября 2007 года N 513-101 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 4 декабря 2007 года N 1537 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда, соответствуют обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела.
Несогласие административного истца с выводом суда, что юридическое значение для оценки правомерности оспариваемого решения имеют обстоятельства нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, не может быть принято во внимание судебной коллегии.
Так, Законом Санкт-Петербурга от 2 ноября 2007 N513-101 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" утверждена целевая программа Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" (далее - Программа).
В соответствии с пунктом 1 Программы, целевая программа Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 26 апреля 2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" в целях расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге и улучшения жилищных условий граждан, проживающих в коммунальных квартирах в Санкт-Петербурге.
Под расселением коммунальных квартир для целей Программы понимаются мероприятия по предоставлению гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и проживающим в коммунальных квартирах, жилых помещений по договорам социального найма и оказанию гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и проживающим в коммунальных квартирах, государственного содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий с использованием различных форм содействия, при которых жилищные условия указанных граждан улучшаются, после чего они в установленном порядке снимаются с учета, а коммунальная квартира заселяется одной семьей.
Аналогичное понятие содержит пункт 2 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 2 Программы ее целями являются:
- формирование условий повышения эффективности и стимулирования процесса расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;
- определение организационных и финансово-экономических механизмов процесса расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;
- создание и развитие системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, организаций, участвующих в реализации Программы, и жителей Санкт-Петербурга в целях расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;
- расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;
- улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 3 Программы под участниками Программы понимаются:
- граждане, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и подавшие заявление на участие в Программе;
- юридические (физические) лица, заключившие с уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган) соглашение об участии в расселении коммунальной квартиры, подлежащей расселению в соответствии с Программой, на условиях, указанных в разделе 5 Программы.
В соответствии с пунктом 4 Программы ее основными мероприятиями являются: 1) предоставление гражданам - участникам Программы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма вне очереди;
2) перераспределение жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.., при которых улучшаются жилищные условия граждан - участников Программы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и при которых указанные граждане в установленном порядке снимаются с учета, а коммунальная квартира заселяется одной семьей;
3) предоставление гражданам - участникам Программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга мер социальной поддержки в виде социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (далее - социальные выплаты). Порядок и условия предоставления социальных выплат, в том числе определение методики расчета размера социальных выплат, определяются Правительством Санкт-Петербурга. Первоочередное право на предоставление социальных выплат в рамках Программы имеют:
граждане - участники Программы, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
граждане - участники Программы, проживающие в многокомнатной коммунальной квартире и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий 15 и более лет;
граждане - участники Программы, проживающие в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир;
4) первоочередное оказание гражданам - участникам Программы видов государственного содействия, предусмотренных целевыми программами Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге", "Молодежи - доступное жилье", "Жилье работникам бюджетной сферы" на условиях, определенных указанными целевыми программами Санкт-Петербурга;
5) передача гражданам - участникам Программы по договорам купли-продажи освободившихся жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах на условиях и в порядке, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга", с применением понижающего коэффициента к рыночной стоимости;
6) привлечение к расселению коммунальных квартир юридических (физических) лиц - участников Программы;
7) предоставление гражданам - участникам Программы, проживающим в коммунальных квартирах, свободных жилых помещений коммерческого использования в данных коммунальных квартирах по договору найма
Согласно подпункту 1 пункта 2-1 Программы, коммунальные квартиры включаются в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с Программой, с согласия всех собственников и(или) нанимателей (членов семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений в коммунальной квартире.
Таким образом, из буквального толкования указанных правовых ном следует, что применение Программы возможно при условии нахождения на учете нанимателей и (или) собственников (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, при наличии согласия всех собственников и(или) нанимателей (членов семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений в коммунальной квартире. Отсутствие в коммунальной квартире лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий исключает применение данной Программы, соответственно, включение такой коммунальной квартиры в перечень квартир, подлежащих расселению в рамках Программы.
Как следует из материалов дела Белогуров М.Г. и ЩЩЩ не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (л.д. 33, 62 т.2).
ЩЩЩ в 2018 году обращался в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, решением администрации в постановке на учет отказано. Решением суда, вступившим в законную силу, исковое заявление ЩЩЩ об оспаривании данного решения оставлено без удовлетворения (л.д. 78-80, 47-50 т.2).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данная коммунальная квартира не подлежала включению в Программу расселения коммунальных квартир.
При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ссылки административного истца на Порядок формирования перечня коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с Программой, установленный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 декабря 2007 года N 1537, не может быть принят во внимание по причине неверного толкования административным истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в соответствии с пунктом 1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных организаций при реализации Закона Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 N 1537, в целях формирования перечня коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с Программой (далее - Перечень), администрация района Санкт-Петербурга по месту нахождения коммунальной квартиры, подлежащей расселению (далее - администрация района Санкт-Петербурга), принимает от нанимателей и(или) собственников (членов семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире (далее - заявители) следующие документы: заявления о включении коммунальной квартиры в Перечень (далее - заявление) по форме, утвержденной Жилищным комитетом; копии документов, удостоверяющих личность заявителей; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителей; характеристику занимаемого жилого помещения (форма N 7); документы, подтверждающие основания владения и пользования заявителями занимаемыми жилыми помещениями; копии документов, содержащих сведения о составе семьи заявителей.
Администрации районов Санкт-Петербурга приобщают к заявлению документы, подтверждающие, что заявители состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в случае если граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в администрации района Санкт-Петербурга (пункт 1.2).
В течение 30 дней со дня представления документов, указанных в пунктах 1.1 и 1.2 настоящего Положения, администрация района Санкт-Петербурга издает распоряжение о включении коммунальной квартиры в Перечень или направляет заявителям мотивированный отказ (пункт 1.3).
Коммунальная квартира не включается в Перечень в случае непредставления заявителем документов, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктами 1.5, 1.6 Положения, ГБУ "Горжилобмен" на основании поступивших копий распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга формирует Сводный перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с Программой (далее - Сводный перечень). Жилищный комитет определяет коммунальные квартиры из числа включенных в Сводный перечень, подлежащие расселению с участием юридических (физических) лиц - участников Программы, и информирует об этом ГБУ "Горжилобмен".
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции дано верно толкование содержания вышеприведенных нормативных правовых актов, как не подтверждающих то, что обстоятельства нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий в рассматриваемом случае не имеют правового значения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Программы соглашение об участии в расселении коммунальной квартиры может быть заключено при условии расселения за счет средств юридических (физических) лиц - участников Программы на условиях, определенных соглашением об участии в расселении коммунальной квартиры, не менее 70 процентов общей площади коммунальной квартиры или не менее 50 процентов общей площади указанной коммунальной квартиры в случае, если коммунальная квартира в установленном порядке признана непригодной для проживания или является многокомнатной коммунальной квартирой.
Таким образом, инвесторам безвозмездно может быть передано не более 50% общей площади коммунальной квартиры (относящейся к государственной собственности), подлежащей расселению.
При таком положении, доводы, изложенные в апелляционной жалобе административного истца, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную в административном исковом заявлении, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.