Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Шеломановой Л.А. и Ивановой Ю.В.
при секретаре
Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2020 года апелляционную жалобу Телкова А. Б. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года по административному делу N 2а-2466/2020 по административному исковому заявлению Телкова А. Б. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании публичных слушаний не состоявшимися.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения административного истца - Телкова А.Б, представителя административного ответчика администрации Приморского района Санкт-Петербурга - Москаленко С.А, представителя заинтересованного лица Комитета по промышленной политике и новациям Санкт-Петербурга - Денисенко Т.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Телков А.Б. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, после уточнения административных исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать публичные слушания по проекту документации "Изменения в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1294", проводимые в период с 21 марта 2019 года по 30 апреля 2019 года, не состоявшимися.
В обоснование уточненного административного искового заявления (л.д. 103-110 том 1) ссылался на то, что публичные слушания были проведены с нарушением процедуры подготовки, проведения и оформления результатов, в связи с чем, подлежат признанию несостоявшимися.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года отказано в удовлетворении требований административного искового заявление Телкова А.Б. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании публичных слушаний не состоявшимися.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 ноября 2009 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 1294 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе".
Пунктом 1 Постановления утвержден проект планировки территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе в составе:
1.1 Чертежа планировки территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе (красные линии, линии связи, объекты инженерной инфраструктуры) согласно приложению 1.
1.2 Чертежа планировки территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению 2.
1.3 Положения о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе, согласно приложению 3.
Пунктом 2 утвержден проект межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе в составе:
2.1 Чертежа межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению 4.
2.2 Чертежа межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе (границы земельных участков) согласно приложению 5 (л.д. 209-215 том 1).
По итогам заседания совета по инвестициям при Губернаторе Санкт-Петербурга 22 августа 2016 года принято решение о проработке вопроса о присвоении инвестиционному проекту создания предприятия по производству фасовочно-упаковочного оборудования (далее - инвестиционный проект) статуса "Стратегический инвестиционный проект Санкт-Петербурга", а также об оказании содействия в предоставлении земельных участков в границах нежилой зоны "Северо-Западная" в Приморском районе Санкт-Петербурга и решения имущественно-правовых вопросов для реализации инвестиционного проекта (л.д. 7-9 том 2).
На совещании с участием Губернатора Санкт-Петербурга и членов Правительства Санкт-Петербурга 27 марта 2017 года (протокол N 11-в) принято решение одобрить представленный проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга "Строительство объектов капитального строительства машиностроительной промышленности (машиностроительного завода по производству фасовочно-упаковочного оборудования)" (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 5 апреля 2017 года N 237) (л.д. 10-15 том 2).
В рамках реализации стратегического инвестиционного проекта в целях формирования единого земельного участка для размещения на нем перспективного объекта капитального строительства (машиностроительного завода по производству фасовочно-упаковочного оборудования) принято решение о необходимости внесения изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1294.
Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 мая 2015 года N 438 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории" на основании обращения Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга издал распоряжение от 9 октября 2017 года N 211-396 "О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1294" (л.д. 16-29 том 2).
В соответствии с государственной программой Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года N 551, Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга 15 февраля 2018 года был заключен государственный контракт Санкт-Петербурга N N... с Обществом с ООО на выполнение работ по внесению изменений в проект планировки с проектом межевания территории (л.д. 30-66 том 2).
КГА подготовлено заключение по документации по планировке территории от 6 декабря 2018 года N N... о соответствии подготовленной документации по планировке территории требованиям, установленным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д. 67-69 том 2).
В соответствии с письмом КГА от 6 декабря 2018 года N N... разработанный проект подлежит направлению на публичные слушания в порядке, предусмотренном действующим законодательством (л.д. 70 том 2).
25 февраля 2019 года, 13 марта 2019 года на имя Главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Цеда Н.Г. Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга направлено письмо N N... с просьбой обеспечить организацию публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 N 1294, в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (л.д. 198-208 том 1).
В период с 21 марта по 30 апреля 2019 года администрацией Приморского района проведены публичные слушания по проекту документации "Изменения в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1294" (далее - публичные слушания).
Как следует из протокола публичных слушаний, в рассмотрении проекта участвовали: представитель организатора публичных слушаний - и.о. начальника отдела строительства администрации Приморского района ЛЛЛ.; представитель органа градостроительства Санкт-Петербурга - главный специалист Управления застройки города КГА - Елистратова Е.А.; представитель заказчика - Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга - ГГГ (л.д. 80 том 2).
Также присутствовали жители Санкт-Петербурга (л.д. 81-82 том 2).
По результатам публичных слушаний администрацией Приморского района Санкт-Петербурга 26 апреля 2019 года составлено заключение о результатах публичных слушаний, согласно выводам которого публичные слушания проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Считать состоявшимися публичные слушания по проекту документации: "Изменения в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул. в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1294" (л.д. 121-135 том 1).
Разрешая заявленные требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что публичные слушания, которые оспаривает административный истец, проведены в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" от 20 июля 2006 года N 400-61, существенных нарушений в процедуре их проведения не установлено, следовательно, отсутствуют основания утверждать о нарушении прав и законных интересов административного истца в связи с их проведением. Также суд первой инстанции указал на пропуск административным истцом процессуального срока для обращения в суд.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" от 20 июля 2006 года N 400-61, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы суда мотивированы и подробно изложены в решении суда, юридически значимым обстоятельствам дела судом дана надлежащая оценка применительно к требованиям нормативных правовых актов. Судом в решении суда последовательно установлено соблюдение стороной административного ответчика процедуры подготовки, проведения и оформления результатов публичных слушаний.
Так, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Подпункт 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ, части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.
Статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования относит, в том числе, генеральные планы городских округов.
Материалами дела установлено, что 11 ноября 2009 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 1294 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе".
Для реализации стратегического инвестиционного проекта было принято решение о необходимости внесения изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1294, в целях формирования единого земельного участка для размещения на нем вышеуказанного объекта капитального строительства.
25 февраля 2019 года, 13 марта 2019 года на имя Главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Цеда Н.Г. Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга направлено письмо N N... с просьбой обеспечить организацию публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 N 1294, в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (л.д. 198-208 том 1).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной при наличии необходимости образования земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории.
Положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основная часть проекта планировки территории состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу частей 1 - 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Согласно части 3 статьи 44 поименованного Кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о градостроительном регламенте, информация о разрешенном использовании земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно частей 1 - 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
Согласно частей 6, 13, 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Процедура проведения публичных слушаний по проектам изменений в утвержденную документацию по планировке территории, установлена статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 5 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Пунктом 1.1. Положение об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N1098 от 19 декабря 2017 года, установлено, что администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.16.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петрбурга от 19 декабря 2017 года N 1098, администрация района уполномочена осуществлять организацию и проведение публичных слушаний по проекту документа территориального планирования, проекту изменений в документ территориального планирования, проектам планировки и проектам межевания территорий Санкт-Петербурга, проектам изменений в утвержденные проекты планировки и проекты межевания территорий.
В соответствии со статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 05 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" организатор публичных слушаний на основании полученного от заказчика извещения о необходимости проведения публичных слушаний по проекту документации по планировке территории, а также экземпляра материалов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, осуществляет:
- опубликование оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов, иной официальной информации;
- распространение оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории на информационных стендах, оборудованных около здания, занимаемого администрацией района Санкт-Петербурга, и в таком здании.
Опубликование оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории осуществляется в течение 10 дней после дня получения от заказчика указанного извещения и экземпляра материалов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, но не позднее чем за семь дней до дня размещения проекта документации по планировке территории на официальном сайте организатора публичных слушаний в сети Интернет.
Опубликование оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в случае подготовки документации по планировке территории за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Оповещение о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории также размещается на официальном сайте организатора публичных слушаний в сети Интернет.
Не позднее чем через семь дней после дня опубликования оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории организатор публичных слушаний одновременно обеспечивает:
- размещение проекта документации по планировке территории и информационных материалов к нему на своем официальном сайте в сети Интернет;
- открытие экспозиции проекта документации по планировке территории.
Проект документации по планировке территории и информационные материалы к нему размещаются на официальном сайте, указанном в абзаце восьмом настоящего пункта, на период до окончания дня проведения собрания участников публичных слушаний.
Оповещение о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории содержит следующую информацию:
1) о проекте документации по планировке территории и перечень информационных материалов к нему;
2) об официальных сайтах, на которых будут размещены проект документации по планировке территории и информационные материалы к нему;
3) о порядке и сроках проведения публичных слушаний по проекту документации по планировке территории;
4) о месте, дате открытия экспозиции проекта документации по планировке территории, о сроках проведения экспозиции такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанной экспозиции, о днях и часах консультирования посетителей экспозиции;
5) о порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта документации по планировке территории, почтовый и электронный адреса организатора публичных слушаний для направления предложений и замечаний;
6) о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний по проекту документации по планировке территории;
7) о номерах контактных телефонов организатора публичных слушаний.
Оповещение о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
Организатор публичных слушаний осуществляет адресную рассылку оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории:
- в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;
- главам муниципальных образований, расположенных в границах соответствующих районов Санкт-Петербурга, в отношении территории которых осуществлена подготовка проекта документации по планировке территории.
Орган градостроительства Санкт-Петербурга осуществляет адресную рассылку оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории лицам, оформившим подписку на получение таких оповещений в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Экспозиция проекта документации по планировке территории (далее в настоящей статье - экспозиция) должна быть открыта не позднее чем через семь дней после дня опубликования оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории.
Срок проведения экспозиции не может быть менее десяти дней.
В ходе работы экспозиции осуществляется консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте документации по планировке территории. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями органа градостроительства Санкт-Петербурга и организатора публичных слушаний.
Информационные материалы о проекте документации по планировке территории распространяются посредством размещения их на экспозиции.
Консультирование посетителей экспозиции осуществляется по проекту документации по планировке территории, по вопросам внесения предложений и замечаний, касающихся такого проекта.
Консультирование осуществляется в сроки, указанные в оповещении о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории.
Организатор публичных слушаний осуществляет предварительную запись участников публичных слушаний на консультацию, ведет журнал учета консультаций.
На экспозиции должны быть представлены:
проект документации по планировке территории;
копия опубликованного оповещения о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории;
копии согласований по проекту документации по планировке территории, полученных в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга;
информационные материалы в виде информационной справки к проекту документации по планировке территории, включающей в себя описание в доступной форме содержания проекта документации по планировке территории в текстовой и(или) графической форме.
Указанные в настоящем пункте материалы представляются заказчиком организатору публичных слушаний.
Организатор публичных слушаний организует проведение собрания участников публичных слушаний.
Собрания участников публичных слушаний проводятся в течение дня, следующего за днем окончания работы экспозиции.
Собрание участников публичных слушаний проводится в рабочие дни не ранее чем с 18.00 часов или в нерабочие дни не ранее чем с 12.00 часов, за исключением нерабочих праздничных дней.
На собрании участников публичных слушаний по проекту документации по планировке территории представляются материалы в составе, предусмотренном в пункте 5 настоящей статьи.
В проведении собрания участников публичных слушаний обязательно принимают участие:
представитель организатора публичных слушаний;
представитель органа градостроительства Санкт-Петербурга;
представитель заказчика.
В период размещения в соответствии с абзацем восьмым пункта 1 настоящей статьи проекта документации по планировке территории и информационных материалов к нему в сети Интернет и проведения экспозиции такого проекта участники публичных слушаний, прошедшие в соответствии с пунктом 5 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга идентификацию, имеют право направлять организатору публичных слушаний предложения и замечания, касающиеся данного проекта:
1) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний;
2) в письменной форме в адрес организатора публичных слушаний;
3) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта документации по планировке территории.
Предложения и замечания участников публичных слушаний вносятся организатору публичных слушаний в срок не позднее дня проведения собрания участников публичных слушаний.
Предложения и замечания, внесенные в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором публичных слушаний.
Данные предложения и замечания не рассматриваются организатором публичных слушаний в случае выявления факта представления участником публичных слушаний недостоверных сведений о себе.
Организатор публичных слушаний оформляет протокол публичных слушаний (далее в настоящей статье - протокол), который составляется на основе аудиозаписи собрания участников публичных слушаний, представленных предложений и замечаний участников публичных слушаний по проекту документации по планировке территории.
Протокол должен содержать:
1) дату оформления протокола;
2) информацию об организаторе публичных слушаний;
3) информацию, содержащуюся в опубликованном оповещении о начале публичных слушаний по проекту документации по планировке территории, дату и источник его опубликования;
4) информацию о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся публичные слушания;
5) все предложения и замечания участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний.
К протоколу прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта документации по планировке территории участников публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
Протокол оформляется по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
Срок оформления и подписания протокола составляет не более девяти рабочих дней после дня проведения собрания участников публичных слушаний.
На основании протокола организатор публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний по проекту документации по планировке территории (далее в настоящей статье - заключение).
Заключение должно содержать:
1) дату оформления заключения;
2) наименование проекта документации по планировке территории, рассмотренного на публичных слушаниях, сведения о количестве участников публичных слушаний, которые приняли участие в публичных слушаниях;
3) реквизиты протокола, на основании которого подготовлено заключение;
4) содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;
5) аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний.
Заключение оформляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
Срок оформления и подписания заключения составляет не более шести рабочих дней после дня подписания протокола.
Организатор публичных слушаний опубликовывает заключение в течение семи дней после дня его подписания в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов, иной официальной информации. Опубликованное в установленном порядке заключение размещается на официальном сайте организатора публичных слушаний в сети Интернет.
Опубликованное в установленном порядке заключение размещается на официальном сайте органа градостроительства Санкт-Петербурга.
Хранение протоколов, письменных обращений граждан и юридических лиц и заключений осуществляется организатором публичных слушаний в порядке, установленном для хранения официальных документов.
Организатор публичных слушаний направляет заказчику протокол и заключение не позднее чем через пять рабочих дней после дня опубликования заключения.
Срок проведения публичных слушаний по проекту документации по планировке территории со дня оповещения населения об их проведении до дня опубликования заключения не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Предложения и замечания участников публичных слушаний, содержащиеся в протоколе и заключении, рассматриваются Правительством Санкт-Петербурга с целью принятия решения об их включении в проект документации по планировке территории с учетом аргументированных рекомендаций и выводов организатора публичных слушаний по результатам публичных слушаний.
Публичные слушания по проектам изменений в утвержденную документацию по планировке территории проводятся с соблюдением требований, установленных в пунктах 1 - 15 настоящей статьи.
Довод апелляционной жалобы о том, что процедура проведения публичных слушаний не отвечала требованиям статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как участниками публичных слушаний должны являться граждане, проживающие на такой территории, не может быть принят во внимание судебной коллегии, поскольку, как следует из списка присутствующих лиц на публичных слушаниях, большинство из них являются жителями Приморского района Санкт-Петербурга.
Также не нашел своего подтверждения довод апелляционной жалобы о фальсификации данных по участникам слушаний, поскольку доказательств, свидетельствующих о фальсификации публичных слушаний, стороной административного истца в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении спора суд первой инстанции не дал надлежащей оценки допущенным нарушениям при составлении заключения о результатах публичных слушаний от 26 апреля 2019 года, указанным в уточненном административном исковом заявлении, поскольку из материалов дела следует, что указанное заключение содержит замечания и предложения, поступившие от присутствующих в ходе публичных слушаний, что не оспаривалось в судебном заседании административным истцом.
Как уже было указано выше, в связи с подготовкой и проведением публичных слушаний администрацией Приморского района Санкт-Петербурга были произведены следующие действия:
21 марта 2019 года опубликовано оповещение о начале публичных слушаний в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов, иной официальной информации (л.д. 137 том 1);
оповещение о начале публичных слушаний также было размещено на информационных стендах, оборудованных около здания, занимаемого администрацией Приморского района Санкт-Петербурга и в самом здании, что не оспаривалось сторонами;
осуществлена адресная рассылка оповещения о начале публичных слушаний в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, главе муниципального образования N 65 (л.д. 139-143 том 1);
экспозиция проекта документации по планировке территории проходила с 29 марта 2019 года по 11 апреля 2019 года, что не оспаривалось сторонами;
12 апреля 2019 года проведено собрание участников публичных слушаний;
23 апреля 2019 года оформлен протокол публичных слушаний с приобщением поступивших замечаний (л.д. 79-97 том 2);
26 апреля 2019 года подготовлено заключение о результатах публичных слушаний (л.д. 121-136 том 1);
30 апреля 2019 года в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов, иной официальной информации, заключение опубликовано (л.д. 138 том 1).
Довод апелляционной жалобы о том, что в проект перепланировки района не были внесены никакие изменения, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку противоречит представленным в материалы дела доказательствами.
Также, не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что впоследствии, после проведения публичных слушаний, замечания административного истца, изложенные в письменном виде, не были приняты для приобщения к заключению и дальнейшему рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга с целью принятия решения об их включении в проект документации по планировке территории, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" от 20 июля 2006 года N 400-61, предложения и замечания участников публичных слушаний вносятся организатору публичных слушаний в срок не позднее дня проведения собрания участников публичных слушаний.
26 ноября 2019 года Правительством Санкт-Петербурга, в том числе с учетом заключения о результатах публичных слушаний от 26 апреля 2019 года, принято постановление N 826 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 N 1294" (л.д. 114-126 том 2).
Таким образом, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции, что административным ответчиком соблюдены сроки, процедура и порядок проведения публичных слушаний, доказательств обратного стороной административного истца в материалы дела не представлено.
Также не находит своего подтверждения довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции в решении не отразил полные требования административного искового заявления, поскольку из мотивировочной части решения суда первой инстанции следует, что все требования, с учетом уточнений административного истца в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, были рассмотрены судом первой инстанции.
Проверяя вывод суда первой инстанции о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного этим же Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Из материалов дела следует, что заключение о результатах публичных слушаний опубликовано 30 апреля 2019 года (л.д. 138 том 1), следовательно, срок для обращения с административным исковым заявлением истек 31 июля 2019 года.
С административным исковым заявлением Телков А.Б. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга 8 октября 2019 года (л.д. 3 том 1). Таким образом срок обращения в суд пропущен значительно.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. К уважительным причинам пропуска срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью лица, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.).
В обоснование уважительности причины пропуска срока административный истец указал на необходимость изучения значительного объема проектной документации, что послужило основанием пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
При этом указанная причина пропуска срока правомерно была отклонена судом первой инстанции с учетом установленных обстоятельств - отсутствие препятствий в ознакомлении с проектом документации "Изменения в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Мебельной ул, проектируемым проездом, проектируемым продолжением Стародеревенской ул, проектируемым проездом, Планерной ул, в Приморском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 N 1294" непосредственно к дате публичных слушаний.
Каких-либо иных уважительных причин в обоснование пропуска указанного срока административным истцом не приведено, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, учитывая установленные Кодексом административного судопроизводства специальные сроки, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о пропуске стороной административного истца срока для обращения в суд без уважительных причин.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе административного истца, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную в административном исковом заявлении, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.