Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Шеломановой Л.В.
Судей
Ивановой Ю.В, Ильичевой Е.В.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N N 2а-1221/20 по апелляционной жалобе администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 2 марта 2020 года по административному исковому заявлению Козловского С. В. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика - администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга Судакову О.С. (доверенность), административного истца Козловского С.В, представителя административного истца Счастную О.Е. (по доверенности), судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Козловский С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - администрация) об оспаривании решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве на двухкомнатную квартиру общей площадью 46, 94 кв.м. по адресу: "адрес". Квартира состоит из двух смежных комнат. В перепланировке квартиры администрацией Московского района ему было отказано. Сособственником указанной квартиры является посторонний человек. Так же административному истцу на основании договора дарения от 27.10.2003 принадлежит 111/959 долей в праве на 4-х комнатную коммунальную квартиру площадью 129, 8 кв.м. по адресу: "адрес". С 14.03.1997 Козловский С.В. вместе с семьей в составе 3-х человек состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В октябре 2019 административным истцом было получено уведомление администрации Василеостровского района о снятии с учета, на основании распоряжения администрации от 02.09.2019 N N.., как обеспеченного жилым помещением по норме предоставления. С данным решением Козловский С.В. не согласен, поскольку в его собственности имеются доли в праве собственности на квартиры при отсутствии права на пользование изолированными комнатами. Сособственниками жилых помещений являются лица, не состоящие с ним в родстве. Жилищная обеспеченность его семьи на одного человека составляет 7, 7 кв.м.
Решением Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 02.03.2020 требования административного иска удовлетворены. Судом признано незаконным распоряжение администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 02.09.2019 N N... в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Козловского С.В. В качестве мер по восстановлению нарушенного права суд обязал администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Козловского С.В. с даты постановки на учет. С административного ответчика в пользу административного истца взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы администрация указала, что на момент снятия с учета административный истец был один зарегистрирован в отдельной двухкомнатной квартире по адресу: "адрес". В связи с изменением жилищных условий оснований, административный истец утратил основания состоять на жилищном учете. Члены семьи Козловского С.В.(сын - К.А.С. и сын - К.Р.С..) оставлены на жилищном учете, поскольку продолжают быть зарегистрированными вместе с матерью по адресу: "адрес". Вывод суда о том, что квартира по адресу: "адрес" является отдельной, поскольку принадлежит сособственникам не состоящим в родственных отношениях, является ошибочным. При снятии Козловского С.В. с жилищного учета учитывалось, что данная квартира состоит из двух сугубо смежных комнат, поэтому они не могут быть отнесены к числу жилых помещений в виде отдельных комнат, занятых разными семьями, а следовательно квартира является отдельным жилым помещением и коммунальной по данным жилищного учета не значится. По смыслу закона под коммунальной квартирой понимается квартира, в которой проживают два и более собственника (в настоящем деле), не являющихся членами одной семьи, на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Козлов С.В. является собственником доли в квартире, а не комнаты, в связи с чем, считать квартиру коммунальной законных оснований не имеется. Переход права собственности на долю в квартире к лицу, с которым заявитель не связан родственными отношениями, как и наличие отдельных лицевых счетов, не меняет статус (вид) квартиры и не делает ее коммунальной. Отчуждение долей жилых помещений, ранее принадлежащих К.А.В. (сводному брату административного истца) не носило вынужденный характер и может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий.
Жилищная обеспеченность административного истца, исходя из суммарной площади принадлежащих ему жилых помещений, составляет 29, 45 кв.м. общей площади и 20 кв.м. жилой площади, что значительно превышает норму предоставления, установленную законодательством, действовавшим на момент принятия административного истца, на учет нуждающихся в жилых помещениях (9 кв.м. жилой площади). Вывод суда о невозможности пользования отдельным жилым помещением ввиду отказа в узаконивании перепланировки не основан на законе.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно материалам учетного дела Козловский С.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 14.07.1997 в составе семьи его матери К.Л.А, "дата" года рождения, как проживающие в коммунальной квартире.
По состоянию на октябрь 2001 года семья из четырех человек (К.Л.А. Козловский С.В, К.В.А. (дочь), Ф.А.А, (внук)) проживала в двух комнатах площадью 22, 07 кв.м. и 19, 01 кв.м. коммунальной квартиры по адресу: "адрес" (л.д. 153, л.д. 248 т.1).
При учете, нуждающихся в жилых помещениях, семья была отнесена к льготной категории в связи с наличием инвалидности у К.Л.А. и Козловского С.В.
С 05.01.2004 К.Л.А. с сыном Козловским С.В. зарегистрированы в комнате площадью 22, 10 кв. м. четырехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: "адрес" (л.д. 243 т.1).
На основании договора дарения от 27.10.2003 В.Л.А... и Козловскому С.В. принадлежали соответственно по 110/959 и 111/959 долей в праве собственности на указанную квартиру (л.д. 167-169 т.1).
В собственность Г.В.А. перешла двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", где она и ее сын Ф.А.А. были зарегистрированы с 04.12.2003 (л.д. 242 т.1).
12.04.2012 мать административного истца В.Л.А. выбыла из квартиры по адресу: "адрес" 22.05.2012 и была зарегистрирована в квартире по адресу: "адрес" (л.д. 240 т.1).
Распоряжением администрации Василеостровского районаСанкт-Петербурга от 03.10.2012 N N... В.Л.А. снята с учета, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с вселением в отдельную двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес" (л.д. 239 т.1).
Козловский С.В. остался проживать по адресу регистрации.
25.03.2011 был заключен брак между Козловским С.В. и К.Н.А. (л.д. 235 т.1).
07.04.2011 в комнату площадью 22, 10 кв.м. четырехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: "адрес" был вселен сын административного истца К.А.С., 2008г.р. (л.д. 241 т.1).
11.02.2013 распоряжением администрации Василеостровского района Санкт-Петебурга от N N... К.А.С, "дата" г.р, включен в учетное дело административного истца (л.д. 205 т.1).
13.02.2013 в комнату площадью 22, 10 кв.м. четырехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: "адрес" вселен Г.А.В, "дата".р, являющийся собственником 110/959 долей в праве собственности на указанную квартиру на основании договора дарения от 18.06.2012, который членом семьи административного истца не является и в родственных отношениях с ним не состоит (л.д. 200 т.1).
С 02.07.2015 жена административного истца К.Н.А, с 01.04.2014 сын К.Р.С, "дата".р, с 11.09.2014 дочь К.Ю.С, "дата".р. также были зарегистрированы по указанному адресу (л.д.10 т.1)
К.Р.С, "дата" г.р, и К.Ю.С., "дата" г.р, усыновлены истцом в 2014 году (л.д. 174, 175 т.1).
Распоряжением администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 25.08.2014 N N... К.Р.С. "дата" г.р, также был включен в учетное дело административного истца (л.д. 81 т.1).
По состоянию на 05.02.2019 Козловский С.В. состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи он, сын К.А.С. и сын К.Р.С. (л.д.51 т.1).
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22.09.2016 Козлову С.В. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности в отдельной двухкомнатной квартире, общей площадь 46, 94 кв.м, жилой 31, 6 кв.м. по адресу: "адрес".
20.05.2017 административный истец был зарегистрирован в указанной квартире (л.д. 54).
С 14.07.2017 по 15.06.2019 в квартире по адресу: "адрес" также был зарегистрирован сын К.А.С., "дата" г.р, который в последующем вновь зарегистрировался по адресу: "адрес" (л.д.38).
Как следует из материалов дела сособственником квартиры являлся сводный брат истца К.А.В, который 13.01.2017 произвел отчуждение своей 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру к Ч.И.Г. который членом семьи административного истца также не является и в родственных отношениях с ним не состоит, по данному адресу не зарегистрирован.
Распоряжением администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 02.09.2019 N N... Козловский С.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма со ссылкой на п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как обеспеченный жилым помещением, жилой площадью 31, 16 кв.м, общей площадью 46, 94 кв.м. по адрес: "адрес" (л.д. 40-43).
Несовершеннолетние дети административного истца на дату разрешения спора продолжают состоять на жилищном учете (л.д. 45 т.1).
Удовлетворяя административные исковые требования Козловского С.В, суд сделал вывод о том, что административный истец не имеет права пользования отдельным жилым помещением, поскольку наличие у него доли в праве собственности на квартиру, не имеющую формально статуса коммунальной, но занятую разными семьями и не имеющую изолированных жилых помещений, не свидетельствует об утрате оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма. То обстоятельство, что административный истец обладает жилыми помещениями на праве собственности, само по себе не исключает применения ранее действовавшего закона, предусматривающего основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При рассмотрении дела судом учтено, что факта злоупотребления истцом правами с целью искусственного создания условия для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не выявлено.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 указанного федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части закона.
При этом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет или снятие с учета.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учётной нормой площади жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР (действовавшего на дату принятия административного истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Пунктом 16.1, 16.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома от 07.09.1987 N 712/6 (действовавших на дату принятия административного истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) (далее - Правила), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются: граждане, занимающие жилую площадь 5, 5 кв.метров и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности; занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
Пунктом 29.1 Правил было предусмотрено, что снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв. м жилой площади на человека, пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 28.06.2018 N 1548-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гулой Светланы Алексеевны на нарушение ее конституционных прав статьей 53 и пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что положения пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на устранение нарушений порядка учета граждан в качестве нуждающихся в жилье, обеспечивая предоставление жилых помещений за счет бюджетных средств лишь лицам, которые указаны законодателем в качестве обладающих правом на обеспечение жильем и которые представили необходимые документы, подтверждающие их статус; данная норма, непосредственно связанная с необходимостью целевого расходования бюджетных средств и реализацией общеправового принципа законности, отвечает и конституционному требованию, закрепленному в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, о недопустимости нарушения прав и свобод граждан в результате осуществления прав и свобод другими лицами (аналогичная позиция изложена в определениях от 23.12.2014 N 2985-О, от 19.07.2016 N 1526-О и от 18.07.2017 года N 1626-О).
Административный истец состоял на учете с 14.07.1997 в составе семьи его матери К.Л.А., как проживающие в коммунальной квартире.
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой Козловскому С.В. принадлежит ? доля в праве собственности, является отдельным жилым помещением, состоящим из двух сугубо смежных комнат (л.д.13 т.1).
По смыслу статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации под коммунальной понимается квартира, в которой проживает несколько нанимателей и (или) собственников, занимающих отдельное жилое помещение.
Согласно статье 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32) "О жилищной политике Санкт-Петербурга", под коммунальной квартирой понимается - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и(или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Исходя из законодательного определения коммунальной квартиры, указанная квартира таковой не является, поскольку две жилые комнаты не являются отдельными комнатами, занятыми разными семьями.
Кроме того, объектом права собственности Козловского С.В. является ? доля в праве собственности в спорной квартире, а не комната, что также не дает оснований считать квартиру коммунальной.
На основании изложенного, вывод суда о том, что квартира фактически приобрела статус коммунальной, поскольку занята разными семьями не основан на нормах материального права. При этом, переход права собственности на долю в квартире к лицу, с которым заявитель не связан отношениями родства или свойства, а также раздел лицевых счетов между сособственниками в целях оплаты, не придает квартире статуса коммунальной.
На момент вынесения оспариваемого решения администрации в квартире общей площадью 46, 94 кв.м. по адресу: "адрес", был зарегистрирован и проживал только Козловский С.В. Выезд из квартиры по прежнему адресу проживания, носил добровольный характер.
Жена и дети административного истца продолжают проживать и быть зарегистрированными по адресу: "адрес", где они занимают 29, 91 кв.м. общей площади квартиры. В связи с тем, что их жилищные условия не изменились, они не утратили оснований состоять на жилищном учете.
Принадлежащая Козловскому С.В. 1/2 доля в праве собственности на указанную квартиру совместной собственностью супругов не является.
Жилищные правоотношения по пользованию квартирой по адресу: "адрес", возникли у административного истца после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на момент издания оспариваемого распоряжения администрации, уровень жилищной обеспеченности Козловского С.В. составлял 28, 46 кв.м, общей площади (29, 91 кв.м. : 6 чел.+23, 47 кв.м.) и 19, 26 кв.м, жилой площади (22, 10 кв.м. : 6 +15, 58 кв.м.), что превышает учетную норму, позволяющую административному истцу состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях как до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005), так и после.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что распоряжение администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 02.09.2019 N N... о снятии Козловского С.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствует приведенным выше нормативным положениям и составу документов, которыми располагал административный ответчик при принятии оспариваемого постановления, основания для удовлетворения требований о признании незаконным решения администрации, отсутствовали.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда принято при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, что является в силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены решения и принятия нового решение об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 2 марта 2020 года отменить, в удовлетворении административного искового заявления - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев с даты его принятия через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.