судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В, Охременко О.В.
с участием прокурора Андреевой А.Г.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах Кочетковой Елены Петровны к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детская музыкальная школа N2" о взыскании заработной платы
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней и.о. директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N2" - Казанцевой А.В.
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 17 июля 2020 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска, в интересах Кочетковой Елены Петровны, - удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N2" в пользу Кочетковой Елены Петровны задолженность по заработной плате в размере 10 324 руб.29 коп, компенсацию за задержку выплаты заработной платы - 677 руб. 06 коп.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N2" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 440 руб."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Красноярска обратился в суд в интересах Кочетковой Е.П. с требованиями к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детская музыкальная школа N2" о взыскании недоначисленной заработной платы в размере 10369, 28 руб, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в размере 677, 06 руб.
Требования мотивированы тем, что материальный истец с 01 сентября 2008 года состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность преподавателя по классу фортепиано на бюджетном отделении, а также с 02 сентября 2019 года работает по совместительству в должности преподавателя по классу фортепиано на внебюджетном отделении.
Полагает, что в период с сентября 2019 года по апрель 2020 года заработная плата материальному истцу начислялась и выплачивалась с нарушением норм действующего законодательства в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней и.о. директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N2" - Казанцева А.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, заслушав и.о. директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N2"" - Казанцеву А.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав Кочеткову Е.П, прокурора Андрееву А.Г, выразивших согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
На основании ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 августа 1992 года N 311-п "Об установлении районного коэффициента" с 01.09.1992 года установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1, 3.
На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11.09.1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статьи 37, части 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
С момента провозглашения вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации статья 129 и часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации действуют в том конституционно-правовом смысле, который выявлен Конституционным Судом Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2019 года N 40-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова" признаны взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).
В силу абз. 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В соответствии с п.2.8.1 Приказа Министерства образования и науки России от 22 декабря 2014 года N1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программа в области искусств, физической культуры и спорта устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.1.3 Приложения N2 к Приказу).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, материальный истец Кочеткова Е.П. осуществляет трудовую деятельность в МБУДО "Детская музыкальная школа N2" в должности преподавателя по классу фортепиано на бюджетном отделении, что подтверждается приказом о приеме на работу N 56 л/с от 07 сентября 2006 года, трудовым договором N 38 от 01 сентября 2008 года.
В соответствии с трудовым договором N 42 от 02 сентября 2019 года Кочеткова Е.П. была принята на должность преподавателя по классу фортепиано на внебюджетное отделение по внутреннему совместительству.
Согласно разделу 3 трудового договора N 38 от 01 сентября 2008 года с учетом дополнительного соглашения к нему от 01 октября 2019 года материальному истцу была установлена тарифная ставка по должности в размере 6814 руб. в месяц при норме педагогических часов в количестве 18 часов в неделю, предусмотрены выплаты компенсационного характера: надбавка за квалификационную категорию - 15%, районный коэффициент - 30% от должностного оклада, территориальная надбавка - 30% от должностного оклада к заработной плате за работу в местностях края с особыми климатическими условиями.
В соответствии с разделом 3 трудового договора N 42 от 02 сентября 2019 года с учетом дополнительного соглашения к нему от 01 октября 2019 года Кочетковой Е.П. была установлена тарифная ставка по должности в размере 6814 руб. в месяц при норме педагогических часов в количестве 18 часов в неделю, также предусмотрены выплаты компенсационного характера: надбавка за квалификационную категорию - 15%, районный коэффициент - 30% от должностного оклада, территориальная надбавка - 30% от должностного оклада к заработной плате за работу в местностях края с особыми климатическими условиями.
Тарифным списком педагогических работников МБУДО "Детская музыкальная школа N2" Кочетковой Е.П. установлена учебная нагрузка по бюджетному отделению: на первое полугодие 2019-2020 учебного года - 12, 5 педагогических часов в неделю. Ставка составляет: 12, 5/18=0, 69; на второе полугодие 2019-2020 учебного года - 15 педагогических часов в неделю. Ставка составляет: 15/18=0, 83. Учебная нагрузка по внебюджетному отделению составляет: на первое полугодие 2019-2020 учебного года - 7 педагогических часов в неделю. Ставка составляет: 7/18=0, 39; на второе полугодие 2019-2020 учебного года - 5 педагогических часов в неделю. Ставка составляет: 5/18=0, 28
Полагая, что с сентября 2019 года по апрель 2020 года материальному истцу Кочетковой Е.П. заработная плата начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку выплачивалась в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством, прокурор Ленинского района г.Красноярска обратился в суд в интересах материального истца Кочетковой Е.П. о взыскании недоначисленной заработной платы.
Разрешая требования прокурора Ленинского района г.Красноярска о взыскании недоначисленной в период с сентября 2019 года по апрель 2020 года материальному истцу заработной платы, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, проверив расчетные листки и табеля учета рабочего времени Кочетковой Е.П. по должности преподавателя по классу фортепиано (основное место работы) и по должности преподавателя по классу фортепиано на внебюджетном отделении, установив, что материальный истец в спорный период выполняла объем учебной нагрузки в соответствии с количеством часов, установленных учебным планом как по основной должности, так и по должности преподавателя фортепиано на внебюджетном отделении, пришел к правильному выводу, что заработная плата выплачивалась Кочетковой Е.П. в размере менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Принимая во внимание размер действовавшего в спорный период МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", и исходя из представленных бухгалтерией ответчика сведений об отработанном материальным истцом периоде в каждом месяце, учитывая выплаченные Кочетковой Е.П. суммы заработной платы, суд первой инстанции верно установил, что размер недоначисленной заработной платы по основному месту работы за ноябрь, декабрь 2019 года составил 1384, 44 руб, по внутреннему совместительству за период с сентября 2019 года по апрель 2020 года включительно составил 12853, 59 руб.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с приказом от 28 февраля 2020 года N18 л/с Кочетковой Е.П. были начислены доплаты до МРОТ: по основному месту работы: за ноябрь 2019 года - 480, 58 руб, за декабрь 2019 года - 1152, 42 руб.; по внутреннему совместительству: за ноябрь 2019 года - 1264, 65 руб, за декабрь 2019 года - 1264, 65 руб, суд правомерно определилко взысканию сумму недоначисленной заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, в общем размере 10324, 29 руб.
Расчет указанной суммы подробно приведен в решении суда, проверен судебной коллегией, является верным.
В силу ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Разрешая требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплаты заработной платы в порядке, предусмотренном ст. 236 ТК РФ, суд первой инстанции, принимая во внимание положения п. 4.8 Коллективного договора от 08.07.2019 года, согласно которым заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц: 5 и 20 числа каждого месяца, путем перечисления денежных средств на банковские карты работников: 20 числа текущего месяца - заработная плата за первую половину месяца в размере 40% и 5 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом того, что в ходе рассмотрения дела было достоверно установлено наличие задолженности по выплате заработной платы, пришел к правомерному выводу о взыскании компенсации за задержку причитающихся материальному истцу выплат в размере 677, 06 руб.
Расчет указанной суммы подробно приведен в решении суда, является правильным и сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Применяя положения ст. 103 ГПК РФ суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 440 руб.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о выплате Кочетковой Е.П. заработной платы в полном объеме в соответствии с действующей системой оплаты труда, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы ответчика о том, что в соответствии с п. "е" ч. 2 постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 года N 41 педагогическая работа по совместительству в одном и том же учреждении не требует заключения трудового договора, в связи с чем отсутствуют основания для установления заработной платы не менее минимального размера оплаты труда по основному месту работы и по совместительству, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что с Кочетковой Е.П. были заключены трудовые договоры как по должности преподавателя по классу фортепиано (основное место работы) так и по должности преподавателя по классу фортепиано на внебюджетном отделении, в связи с чем задолженность по заработной плате обоснованно рассчитана судом как по основному месту работы так и по совместительству.
Ссылка в дополнениях к апелляционной жалобе на проект Федерального закона "О внесении изменений в ст. 144 Трудового кодекса РФ", судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, так как положения, предусмотренные проектом закона, не могут быть применены при разрешении настоящего спора.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 17 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу и дополнения к ней и.о. директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N2" - Казанцевой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Охременко О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.