Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Керекеши А.Л, Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 35" на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 23 июня 2020 года (N 2а-112/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 17 сентября 2020 года (N 33а-3729/2020) по административному исковому заявлению Керекеши А.Л. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 35" Федеральной службы исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании его прав нарушенными, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Керекеша А.Л, отбывавший наказание в виде пожизненного лишения свободы в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области) в период с 10 июня 2013 года по 13 октября 2018 года, обратился в Белозерский районный суд Вологодской области с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области о признании его прав нарушенными, взыскании компенсации морального вреда в сумме 28 000 рублей.
В обоснование требований указал, что в период его содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области ему ни разу не предлагалось пройти профилактические медицинские осмотры. Последствиями не проведения регулярных профилактических осмотров явилось, как отсутствие соответствующего наблюдения за уже имевшимися у него до прибытия в ИК-5 хроническими заболеваниями, так и отсутствие необходимой диагностики новых заболеваний и их соответствующего лечения. Ответчику было известно о наличии у него заболеваний и то, что он состоит на диспансерном учете. Данными действиями ему причинен моральный вред, который он оценивает в 28 000 рублей исходя из его индивидуальных особенностей, абсолютной степени вины ответчика, справедливости и характера причиненных страданий.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области.
Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 17 сентября 2020 года, административные исковые требования Керекеши А.Л. удовлетворены частично. Признано незаконным и нарушающим права административного истца непроведение ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России профилактических медицинских осмотров Керекеши А.Л. в период отбывания им наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Керекеши А.Л. взыскана компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей.
В кассационных жалобах на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 23 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 17 сентября 2020 года, ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, ФСИН России, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ставят вопрос об отмене судебных актов, указывая, что некачественное оказание (неоказание) медицинской помощи, повлекшее причинение вреда здоровью административного истца, не доказано. В период отбывания наказания Керекеша А.Л. находился под наблюдением медицинских работников, при обращении получал необходимую медицинскую помощь.
Керекеша А.Л. в кассационной жалобе просит судебные акты изменить, увеличив размер взысканной компенсации морального вреда, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Указывает, что за время пребывания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области вследствие нарушения сотрудниками порядка проведения профилактических осмотров, у него образовалось и протекало новое заболевание - " "данные изъяты"".
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что 11 июня 2013 года по прибытию в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области осужденный Керекеша А.Л. был осмотрен фельдшером; 13 ноября 2013 года выполнена "данные изъяты"; за последующий период до 20 апреля 2017 года первичная медицинская документация записей о проведении профилактических медицинских осмотров не содержит; выполнялось обследование ФЛГ - 19 февраля 2014 года, 19 мая 2014 года, 21 октября 2014 года, 4 мая 2015 года, 3 июня 2015 года.
20 апреля 2017 года проведен профилактический медицинский осмотр; "данные изъяты" - 8 ноября 2017 года; за последующий период до 13 октября 2018 года записей о проведении профилактических медицинских осмотров не имеется; ФЛГ - 28 июня 2018 года; 13 октября 2018 года осмотрен фельдшером по убытию.
Суд первой инстанции, установив факты отсутствия сведений о проведении профилактических осмотров, предусмотренных в том объеме, который был определен Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в связи с нарушением права Керекеши А.Л. на охрану здоровья, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая степень вины должностных лиц исправительной колонии, характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, фактические обстоятельства, при которых было нарушено право истца на охрану здоровья, требования разумности и справедливости, а также необходимость восстановления баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности государства, определилразмер компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей.
Такие выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и кормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17 Конституции Российской Федерации).
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.На основании статьи 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона под охраной здоровья граждан понимается система мер медицинского, в том числе профилактического характера, осуществляемых органами государственной власти, организациями, их должностными лицами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1). Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3).
Согласно пункту 118 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205 (действующего в период отбывания административным истцом наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области) лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, утратившими силу в связи с изданием Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
Согласно пункту 123 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1). Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
Порядок оказания медицинской помощи осужденным в условиях исправительных учреждений в период отбывания Керекешей А.Л. наказания в ИК-5 УФСИН России по Вологодской области регламентировался Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17 октября 2005 года "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" (утратившим силу с 20 февраля 2018 года на основании Приказа Минздрава России N14н, Минюста России N 4 от 17 января 2018 года).
Согласно пункту 42 Порядка медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания.
В силу пункта 43 Порядка, в отношении осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении, один раз в год проводится профилактический медицинский осмотр. Два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других ИУ при камерном содержании, а также несовершеннолетние осужденные, в том числе отбывающие наказание в воспитательных колониях.
График проведения этих осмотров утверждается начальником исправительного учреждения. В соответствии с графиком начальник медицинской части организует осмотр осужденных силами врачей медицинской части с привлечением необходимых врачей-специалистов лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений УИС. В осмотре обязательно принимают участие терапевт, психиатр, стоматолог (зубной врач).
Пунктом 45 Порядка предусмотрено, что в ходе профилактического медицинского осмотра проводится: сбор анамнестических данных, жалоб; объективное исследование по органам и системам; определение остроты зрения и слуха; пальцевое исследование прямой кишки лицам старше 40 лет; туберкулинодиагностика в установленном порядке; анализ крови; общий анализ мочи; ЭКГ (с 30 лет - ежегодно); флюорография (рентгенография) органов грудной клетки - 1 раз в 6 месяцев; пневмотахометрия, спирометрия.
Из приведенных выше правовых норм следует, что обязательность ежегодных профилактических медицинских осмотров осужденного является составной частью комплекса медицинских мероприятий, направленных на обеспечение прав осужденного на охрану здоровья.
Размер денежной компенсации причиненного административному истцу морального вреда обоснован, все обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения этого вопроса, судом учтены, критерии определения размера компенсации морального вреда, предусмотренные статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом применены правильно.
Доводы ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, ФСИН России о недоказанности нарушения прав Керекеши А.Л. правильно оценены, как несостоятельные, поскольку они опровергаются установленными по делу вышеприведенными обстоятельствами.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационных жалоб были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белозерского районного суда Вологодской области от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Керекеши А.Л, Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 35" - без удовлетворения.
Решение Белозерского районного суда Вологодской области от 23 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 17 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.