Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, с участием прокурора Яковлевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Квасова И.Д. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года (N 2а-213/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2020 года (N 33а-9678/2020) по административному исковому заявлению Квасова И.Д. к Участковой избирательной комиссии N 11, избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна, Территориальной избирательной комиссии N 1 об отмене решений избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов Высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга и выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна шестого созыва.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы представителя избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна Попова И.С, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Квасов И.Д. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии N 11, в котором просил признать недействительным и отменить решение Участковой избирательной комиссии N 11 (далее - УИК N11) об итогах голосования по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна шестого созыва (далее - МС МО Коломна).
В обоснование заявленных требований Квасов И.Д. указал, что является избирателем на избирательном участке N 11 и членом Территориальной избирательной комиссии N 1 с правом совещательного голоса. На избирательном участке 8-9 сентября 2019 года были допущены нарушения порядка голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования, которые не позволяют с достоверностью определить действительную волю избирателей.
После завершения голосования 9 сентября 2019 года подсчет голосов на избирательном участке N 11 производился в полном соответствии с законом. По результатам подсчета были оглашены результаты, согласно которым Арушунян А.А. набрал 133 голоса, Киселева Н.А. - 112 голосов, Алехина Н.И. - 85 голосов. Однако, вместо внесения оглашенных данных в увеличенную форму протокола проведения итогового заседания, рассмотрения жалоб (заявлений) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, составления двух экземпляров итогового протокола по муниципальным выборам, выдачи копий первого экземпляра протокола лицам, присутствующим в помещении для голосования, в 7 часов 17 минут 9 сентября 2019 года председатель УИК N 11 Архипова Е.В. и заместитель председателя УИК N 11 Морозов С.А. самовольно покинули помещение для голосования вместе с мешками с бюллетенями, печатью и иной избирательной документацией, тем самым, нарушив принцип непрерывности процесса подсчета голосов вплоть до установления итогов голосования. Оставшиеся члены УИК N 11 с правом решающего голоса, члены УИК N11 с правом совещательного голоса, подождав некоторое время, разошлись.
Данные протокола УИК N 11, составленного в неизвестном месте, в неизвестное время и подписанного неизвестными лицами, внесенные в ГАС "Выборы", существенно отличаются от данных полученных в результате действительного подсчета голосов. В качестве существенного нарушения административный истец также указал, что сейф для хранения избирательной документации УИК N 11 (бюллетеней, списков избирателей и иной документации) находился вне помещения для голосования. К избирательной документации УИК N 11, хранившейся в сейфе, имели доступ только председатель УИК N 11 Архипова Е.В, заместитель председателя УИК N 11 Морозова С.А, секретарь УИК N 11 Николаева О.Е. и глава МО Коломна Столяров О.Е, не являющийся членом УИК N 11. К избирательной документации УИК N 11, хранившейся в сейфе, не имели доступа все остальные члены УИК N 11 с правом решающего голоса и члены УИК N 11 с правом совещательного голоса. Указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Одновременно Квасов И.Д. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском об оспаривании решения УИК N 11 об итогах голосования по выборам Высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга, в котором сослался на аналогичные обстоятельства. В частности указал, что сейф для хранения избирательной документации УИК N 11 (бюллетеней, списков избирателей и иной избирательной документации) находился вне помещения для голосования. К избирательной документации УИК N 11, хранившейся в сейфе, имели доступ только председатель УИК N 11 Архипова Е.В, заместитель председателя УИК N 11 Морозов С.А, секретарь УИК N 11 Николаева О.Е. и глава МО Коломна Столяров О.Е, не являющийся членом УИК N 11. К избирательной документации УИК N 11, хранившейся в сейфе, не имели доступа все остальные члены УИК N 11 с правом решающего голоса и члены УИК N 11 с правом совещательного голоса.
Подсчет бюллетеней с отметками за кандидатов на должность губернатора Санкт-Петербурга проводился в помещении для голосования УИК N 11 в полном соответствии с законодательством: бюллетени были рассортированы с одновременной демонстрацией всем присутствующим отметок избирателей за каждого кандидата, затем каждая пачка рассортированных бюллетеней была подсчитана методом перекладывания бюллетеней по одному из одной часа пачки в другую. В результате подсчета рассортированных пачек бюллетеней были оглашены следующие данные: Амосов М.И. - 138 голосов; Беглов А.Д. - 274 голоса; Тихонова Н.Г. - 102 голоса. Полученные данные были внесены в увеличенную форму протокола. Однако, после этого избирательная комиссия без рассмотрения жалоб о нарушениях, допущенных при голосовании и подсчете голосов избирателей, без проведения итогового заседания, составления и подписания двух экземпляров протокола участковой комиссии об итогах голосования по выборам Высшего Должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга, без выдачи копий первого экземпляра протокола лицам, присутствующим в помещении, приступила к подсчету бюллетеней по муниципальным выборам, который также не был завершен.
В 7 часов 17 минут 9 сентября 2019 года председатель УИК N 11 Архипова Е.В. и заместитель председателя УИК N 11 Морозов С.А. самовольно покинули помещение для голосования УИК N 11, вместе с мешками с бюллетенями, печатью УИК N 11 и иной документацией УИК N 11, тем самым нарушив принцип непрерывности процесса подсчета голосов вплоть до установления итогов голосования. В помещении для голосования УИК N 11 после ухода председателя УИК N 11 Архиповой Е.В. и заместителя председателя УИК N 11 Морозова С.А. остались несколько членов УИК с правом решающего голоса и члены УИК N 11 с правом совещательного голоса, которые постепенно разошлись, так как в отсутствии печати УИК N 11 и избирательной документации УИК N 11 не имели возможности составить и подписать два экземпляра протокола по итогам голосования по выборам Высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга.
Административные дела по административным искам Квасова И.Д. были объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения, в качестве соответчика привлечены избирательная комиссия муниципального образования Коломна (далее - ИКМО Коломна) и территориальная избирательная комиссия N 1 (далее - ТИК N1).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных административных требований Квасову И.Д. отказано.
В кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 15 декабря 2020 года, Квасов И.Д. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с ненадлежащей оценкой доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что решением МС МО Коломна N 144/105 от 19 июня 2019 года назначены выборы депутатов МС МО Коломна шестого созыва на 8 сентября 2019 года. Административный истец является избирателем на избирательном участке N 11 и членом ТИК N 1 с правом совещательного голоса.
8 сентября 2019 года состоялись выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Северный шестого созыва.
Итоги выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга на избирательном участке N 11 были оформлены протоколом УИК N 11, подписанным 9 сентября 2019 года в 6 часов 05 минут и опубликованным в системе ГАС "Выборы".
Протокол об итогах голосования на избирательном участке N 11 подписан председателем УИК N 11, его заместителем, секретарем комиссии и девятью членами УИК N 11. Из протокола об итогах голосования на указанном избирательном участке следует, что голоса избирателей распределились следующим образом: Амосов М.С. - 96 голосов; Беглов - 329 голосов; Тихонова Н.Г. - 89 голосов. К протоколу приобщено особое мнение члена УИК N 11 с правом решающего голоса Степочкиной О.Е. Сведений о поступивших жалобах не имеется.
Итоги выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна шестого созыва на избирательном участке N 11 были оформлены протоколом УИК N 11, подписанным 9 сентября 2019 года в 7 часов 42 минуты и опубликованы в системе ГАС "Выборы".
Протокол об итогах голосования на избирательном участке N 11 подписан председателем УИК N 11, его заместителем, секретарем комиссии и девятью членами УИК N 11. Из протокола об итогах голосования на указанном избирательном участке следует, что голоса избирателей распределились следующим образом: Адов А.Г. - 90 голоса; Алехина Н.И. - 105 голосов; Арушунян А.А... - 33 голоса; Егорова И.И. - 117 голосов; Иванкин Н.В. - 36 голосов; Каплюк В.В. - 36 голосов; Качалин К.А. - 76 голосов; Киселева Н.А. - 212 голосов; Киселев И.Ю. - 134 голоса; Клещевников И.Г. - 60 голосов; Лазорко Ю.Л. - 63 голоса; Лукьянов А.С. -74 голоса; Октябрьская И.В. - 85 голосов; Панова С.В. - 65 голосов; Рейнер М.М. - 104 голоса, Столяров О.Е. - 105 голосов, Фролов А.Д. - 135 голосов, Харьковская И.П. - 53 голоса. К протоколу приобщено особое мнение члена УИК N 11 с правом решающего голоса Степочкиной О.Е. Сведений о поступивших жалобах не имеется.
Решением ИКМО Коломна от 10 сентября 2019 года N 13-2 определены результаты выборов.
Суд первой инстанции, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей членов УИК N 11 Морозова М.А, Степочкиной О.Е, Осмоловского С.В, Шлаковой Е.С, Сумароковой И.Б, Архиповой Е.В, исследовав видеозаписи, представленные на электронных носителях Квасовым И.Д, представленные им же копии таблиц суммирования и таблицы суммирования, протоколы УИК N 11 об итогах голосования, представленные административным ответчиком, пришел к выводу об отсутствии оснований полагать наличие таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно пункту 1 статьи 67 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
Статьей 68 Закона N 67-ФЗ регламентирован порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.
В соответствии с положениями статьи 68 Закона N 67-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей; при подсчете голосов избирателей должна быть предоставлена возможность присутствовать и наблюдать за подсчетом членам вышестоящих комиссий и работникам их аппаратов, кандидату, зарегистрированному данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченному представителю по финансовым вопросам или доверенному лицу, уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидату из указанного списка, представителям средств массовой информации (работающим в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованных в соответствии с пунктах 1 и 1.2 статьи 30 данного Федерального закона) (далее - лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей), а также наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям (пункт 1); подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели (пункт 2); при непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (пункт 9); непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен
доступ членов избирательной комиссии, как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса; лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов избирательной комиссии (пункт 10); члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования (пункт 20); после этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета (пункт 21); участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования (пункт 25); после проведения всех необходимых действий и подсчета голосов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, имеющим право присутствовать при подсчете голосов избирателей; протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются время (час с минутами) его подписания (пункт 26); при подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в
протоколе делается соответствующая запись (пункт 28); первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит; к первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии составленные участковой избирательной комиссией акты и реестры; заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования; первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой избирательной комиссии; при указанной передаче протокола участковой избирательной комиссии вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию (пункт 30).
Как следует из установленных судом первой инстанции обстоятельств дела, протокол об итогах голосования по выборам высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга, составленный по результатам открытого и гласного подсчета голосов на избирательном участке N 11 от 9 сентября 2019 года (в подтверждение представлен реестр лиц присутствующих при голосовании и подсчете голосов на избирательном участке N 11, является действительным, поскольку оформлен с соблюдением требований статей 67 и 68 Закона N 67-ФЗ, не содержит в себе каких-либо неточностей или неясностей. Указанный протокол подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса в соответствии с действующим законодательством, после проведения итогового заседания. Из содержания протокола итогового заседания жалоб на порядок голосования и порядок подсчета голосов на момент проведения итогового заседания в комиссию не поступило. Доказательств того, что в содержание протокола вносились заведомо ложные сведения, в материалах дела не имеется.
Протокол об итогах голосования по выборам депутатов МС МО Коломна шестого созыва, составленный по результатам открытого и гласного подсчета голосов на избирательном участке N 11 от 9 сентября 2019 года (в подтверждение представлен реестр лиц присутствующих при голосовании и подсчете голосов на избирательном участке N 11, является действительным, поскольку оформлен с соблюдением требований статей 67 и 68 Закона N 67-ФЗ, не содержит в себе каких-либо неточностей или неясностей. Указанный протокол подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса в соответствии с действующим законодательством, после проведения итогового заседания. Копии протокола были получены девятью членами УИК N 11 с правом решающего голоса.
Доказательств наличия бесспорных нарушений, которые бы исключали возможность установления действительной воли избирателей на выборах Высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга и выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна шестого созыва на избирательном участке N 11 судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, оценка доказательств по делу была произведена судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по правилам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Квасова И.Д. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.