Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Усинского некоммерческого учреждения "Центр защиты животных" на решение Усинского городского суда Республики Коми от 25 мая 2020 года (N 2а-340/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2020 года (N 33а-4730/2020) по административному исковому заявлению Усинского некоммерческого учреждения "Центр защиты животных" к администрации МО ГО "Усинск" о признании незаконным постановления администрации МО ГО "Усинск" от 22 апреля 2019 года N 476 о признании утратившим силу постановления администрации МО ГО "Усинск" от 29 марта 2013 года N 647 "О предоставлении Усинскому некоммерческому учреждению "Центр защиты животных" разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усинское некоммерческое учреждение "Центр защиты животных" обратилось в Усинский городской суд Республики Коми с административным иском к администрации МО ГО "Усинск", в обоснование которого указало, что постановлением администрации МО ГО "Усинск" N 617 от 26 мая 2010 года утвержден акт выбора земельного участка с видом разрешенного использования - под размещение приюта для бездомных животных. С ответчиком был заключен договор N 2942 от 11 августа 2010 года аренды земельного участка по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - под размещение приюта для бродячих животных, сроком до 26 мая 2011 года. Постановлением администрации МО ГО "Усинск" N 647 от 29 марта 2013 года ему разрешен условно разрешенный вид использования земельного участка - под строительство приюта для животных. Постановлением администрации МО ГО "Усинск" N 1924 от 10 сентября 2013 года земельные участки были предоставлены Усинскому некоммерческому учреждению "Центр защиты животных" с заключением договора аренды земельного участка N 4049/13 от 12 ноября 2013 года со сроком до 9 сентября 2018 года, вид разрешенного использования - под размещение приюта для бродячих животных. Постановлением администрации МО ГО "Усинск" от 22 апреля 2019 года N 476 признано утратившим силу постановление администрации МО ГО "Усинск" от 29 марта 2013 года N 647 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка".
Усинское некоммерческое учреждение "Центр защиты животных" просило признать указанное постановление незаконным, поскольку оно нарушает его права и законные интересы.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Усинск".
Решением Усинского городского суда Республики Коми от 25 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2020 года, в удовлетворении административного иска Усинского некоммерческого учреждения "Центр защиты животных" отказано.
В кассационной жалобе на решение Усинского городского суда Республики Коми от 25 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 3 декабря 2020 года, Усинское некоммерческое учреждение "Центр защиты животных" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и настаивая на доводах административного иска, ссылаясь на то, что условно разрешенный вид использования земельного участка не только мог быть предусмотрен Правилами землепользования и застройки, но и мог быть включен в них и впоследствии после проведения процедуры публичных слушаний.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что постановлением главы администрации МО ГО "Усинск" N 617 от 26 мая 2010 года Усинскому некоммерческому учреждению "Центр защиты животных" утвержден акт выбора земельного участка площадью 0, 25 га, расположенного в границах земель администрации пгт Парма на территории МО ГО "Усинск", с правой стороны автодороги "Усинск-Парма", под размещение приюта для бродячих животных. Указанный земельный участок предоставлен Центру защиты животных в аренду сроком до 1 года. Вид разрешенного использования - под размещение приюта для бродячих животных.
11 августа 2010 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом МО ГО "Усинск" и Усинским некоммерческим учреждением "Центр защиты животных" заключен договор аренды указанного земельного участка N 2942/10 сроком до 25 мая 2011 года, земельный участок фактически передан арендатору в соответствии с передаточным актом.
Предполагалось, что размещение приюта для бездомных животных будет на земельном участке с кадастровым номером N, сведения о котором внесены в ЕГРН 24 июля 2009 года.
Поскольку разрешенным видом использования земельного участка было размещение участка, предназначенного для утилизации (сжигания) трупов безнадзорных животных и дальнейшего захоронения несгораемых остатков, а административному истцу он был выделен под размещение приюта для бродячих животных, 18 января 2011 года указанный земельный участок был снят с кадастрового учета.
По результатам проведенных 14 марта 2013 года публичных слушаний постановлением администрации МО ГО "Усинск" N 647 от 29 марта 2013 года Усинскому некоммерческому учреждению "Центр защиты животных" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - под строительство приюта для животных.
В ходе работ по межеванию выяснилось, что предоставленный Усинскому некоммерческому учреждению "Центр защиты животных" земельный участок фактически находится на территории 2 кадастровых кварталов, в связи с чем возникла необходимость сформировать каждый из земельных участков.
По итогам межевания постановлением и.о. главы администрации МО ГО "Усинск" N 869 от 26 апреля 2013 года образован земельный участок общей площадью 0, 25 га, состоящий из земельных участков общей площадью 0, 1034 га и общей площадью 0, 1466 га, вид разрешенного использования - под размещение приюта для бродячих животных. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровых кварталах N.
Согласно кадастровым паспортам от 13 августа 2013 года на земельные участки с кадастровыми номерами N площадью 0, 1034 га и N площадью 0, 1466 га, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости 13 августа 2013 года.
Постановлением главы администрации МО ГО "Усинск" N 1924 от 10 сентября 2013 года Усинскому некоммерческому учреждению "Центр защиты животных" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок общей площадью 0, 25 га, состоящий из земельных участков: земельный участок с кадастровым номером N, площадью 0, 1034 га, расположенный в "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, площадью 0, 1466 га, расположенный в "адрес", пгт Парма. Категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - под размещение приюта для бродячих животных.
Во исполнение указанного постановления между Усинским некоммерческим учреждением "Центр защиты животных" и администрацией МО ГО "Усинск" был заключен договор аренды земельного участка от 12 ноября 2013 года N 4049/13, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельные участки с кадастровым номером N, площадью 0, 1034 га и кадастровым номером N, площадью 0, 1466 га, расположенные в "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение приюта для бродячих животных. Срок действия договора до 9 сентября 2018 года.
К указанному договору аренды приложен План границ предоставленного арендатору земельного участка, который состоит из двух земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Фактически земельный участок передан арендатору в соответствии с передаточным актом от 12 ноября 2013 года, в котором также указано, что арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 0, 25 га, состоящий из земельных участков с кадастровым номером N, площадью 0, 1034 га и кадастровым номером N, площадью 0, 1466 га.
Ранее заключенный договор аренды указанного земельного участка от 11 августа 2010 года N сроком до 25 мая 2011 года, на основании письменного соглашения сторон 12 ноября 2013 года был расторгнут с 10 сентября 2013 года.
23 мая 2018 года в адрес Усинского некоммерческого учреждения "Центр защиты животных" административным ответчиком было направлено уведомление о прекращении действия договора аренды земельного участка от 12 ноября 2013 года N с 9 сентября 2018 года.
На обращение директора Усинского некоммерческого учреждения "Центр защиты животных" о продлении срока договора аренды земельного участка административным ответчиком в продлении отказано, сообщено об истечении срока договора 9 сентября 2018 года, после чего действие договора аренды будет прекращено.
Судами исследовался градостроительный план земельного участка от 17 сентября 2018 года, согласно которому спорные земельные участки расположены в территориальной зоне "ЗЖ. Зона захоронения животных", "Р.1.3Ж. Зона природного ландшафта в сфере действия ограничений санитарно-защитной зоны захоронения животных".
Согласно схеме расположения территориальной зоны "ЗЖ. Зона захоронения животных" предоставленные административному истцу земельные участки полностью входят в санитарно-защитную зону захоронения животных.
В соответствии с утвержденным Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки городского округа "Усинск" на территории г. Усинска и пгт Парма определена "зона захоронения животных", в указанную зону включены земельные участки, выбранные административным истцом и изначально предоставленные ему для размещения приюта для животных.
Отказывая Усинскому некоммерческому учреждению "Центр защиты животных" в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом режима особой зоны захоронения животных испрашиваемые земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования спорных земельных участков в соответствии с целями, указанными административным истцом, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
Пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Правила землепользования и застройки МО ГО "Усинск" утверждены решением Совета МО ГО "Усинск" от 20 октября 2009 года N 319 (далее - Правила землепользования).
Правила землепользования и застройки являются основанием для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки (статья 3 Правил землепользования).
В силу статьи 9 Правил землепользования в соответствии с градостроительным зонированием на территориях населенных пунктов МО ГО "Усинск" устанавливаются виды территориальных зон.
Согласно статье 9 Правил землепользования в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах вышеперечисленных зон с особыми условиями использования территорий, указываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства для данной зоны, в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 10 статьи 9 Правил землепользования установлено, что на территории населенных пунктов МО ГО "Усинск" установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе: "ЗЖ - санитарно-защитная зона захоронения животных".
Применительно к территориям зон с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Правил землепользования).
Решения по землепользованию и застройке земельных участков, расположенных в указанных зонах, принимаются на основании заключений, которые выдают уполномоченные органы, на которые действующим законодательством возложены функции по регулированию строительной деятельности на данных территориях.
Статьей 31 Правил землепользования установлено, что на территории МО ГО "Усинск" установлены зоны с особыми условиями использования территорий, применительно к которым градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, среди которых, "ЗЖ - санитарно-защитная зона захоронения животных".
Названными Правилами зона природного ландшафта выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта с учетом ограничений, установленных в санитарно-защитной зоне захоронения животных.
Основными видами разрешенного использования определены - лесопарки, лугопарки, а условно разрешенными видами использования - объекты, связанные с деятельностью по захоронению.
Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Правилами установлено, что зона захоронения животных относится к зонам специального назначения и служит для организации утилизации (захоронения) биологических отходов в специально отведенных местах в соответствии с действующими правилами с целью охраны окружающей среды от загрязнения.
Основные виды разрешенного использования: 1) организация утилизации и уничтожения биологических отходов; 2) размещение скотомогильников (биотермических ям); 3) вспомогательные сооружения для персонала.
Разрешение на использование земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в зоне захоронения животных, согласовывается с уполномоченными органами в установленном порядке.
Таким образом, судами установлено, что постановлением администрации МО ГО "Усинск" от 29 марта 2013 года N 647 Усинскому некоммерческому учреждению "Центр защиты животных" было ошибочно предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного на территории МО ГО "Усинск", пгт Парма под строительство приюта для животных, поскольку данный земельный участок не может быть предоставлен для заявленных целей, а может быть использован только для строительства объектов, связанных с деятельностью по захоронению животных, в связи с чем было принято оспариваемое постановление. Договор аренды земельного участка с административным истцом на новый срок не заключался.
Доводы административного истца о том, что условно разрешенный вид использования земельного участка первоначально был одобрен по итогам прохождения в установленном порядке процедуры получения земельных участков (обращение с заявлением, проведение слушаний, заключение договоров аренды и др.) правильно оценены судами, как не лишающие орган местного самоуправления возможности отменить муниципальный правовой акт в случае его не соответствия требованиям действующего законодательства.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усинского городского суда Республики Коми от 25 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Усинского некоммерческого учреждения "Центр защиты животных" - без удовлетворения.
Решение Усинского городского суда Республики Коми от 25 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.