Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Рогачёвой В.В, Шкарупиной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Дребот У. А. к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о возложении обязанности включить в список, предоставить благоустроенное жилое помещение, по кассационной жалобе Дребот У. А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 октября 2020 года, Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, выслушав объяснения Дребот У.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дребот У.А. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, а также предоставить жилое помещение. Сославшись, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней сохранено право пользования жилым помещением в адресу: "адрес", в котором проживают ее мать лишенная родительских прав и бабушка. Обучается и проживает в г. Сыктывкаре, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 августа 2020 года на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность включить Дребот Устину Алексеевну в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставить Дребот Устине Алексеевне благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма, на состав семьи один человек, общей площадью не менее 13, 5 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 октября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе Дребот У.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением требований закона.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела Дребот У.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в г. Сыктывкаре, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ее мать Дребот Н. М. решением Усть-Вымского районного суда по делу N от 25 апреля 2000 года лишена родительских прав в отношении Дребот У.А, последняя передана органу опеки и попечительства для дальнейшего устройства.
С ноября 1996 года по август 2005 года Дребот У.А. находилась на воспитании в Специальном (коррекционном) детском доме N1 г. Сыктывкара.
С сентября 2005 по август 2010 года проживала, воспитывалась и обучалась в Детском доме-школе N2 г. Сыктывкара.
С сентября 2010 по июнь 2013 года обучалась в Сыктывкарском политехническом техникуме, проживала и была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии техникума.
В 2013-2014 гг. обучалась в колледже при Сыктывкарском государственном университете имени П.Сорокина, с сентября 2014 года по настоящее время обучается в университете.
С 2013 г. проживает в общежитии университета, где в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания.
Постановлением главы администрации МО "Усть-Вымский район" N607 от 26 декабря 2001 года за Дребот У.А. сохранено право на жилое помещение по адресу: "адрес", в котором она зарегистрирована с 2011 года. В указанном жилом помещении с 1998 года по настоящее время зарегистрированы и постоянно проживают Дребот А.В.(бабушка истца) и мать истца Дребот Н.М.
Нанимателем либо членом семьи нанимателя данного жилого помещения Дребот У.А. не является, в указанное жилое помещение не вселялась, отношений с Дребот А. В. и Дребот Н.М. не поддерживает.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11 ноября 2019 года по делу N-829/2019 Дребот У.А. отказано в иске к Дребот Н.М. о признании утратившей право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" установлено, что отсутствие Дребот Н.М. в квартире носит временный характер.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2019 года по делу N 2-779/2019 исковое заявление Дребот У.А. об обмене жилого помещения оставлено без удовлетворения.
Ответом от 04 июля 2012 года администрация МО ГО "Сыктывкар" отказала Дребот У.А. во включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Ответом администрации МР "Усть-Вымский" от 11 и 18 октября 2018 года Дребот У.А. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении в "адрес".
Ответом администрации МО ГО "Сыктывкар" от 20 февраля 2017 года, от 29 марта 2019 года Дребот У.А. отказано в предоставлении жилого помещения на территории "адрес".
Ответом администрации МО ГО "Сыктывкар" от 20 апреля 2020 года Дребот У.А. отказано во включении в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, а также отказано в предоставлении жилого помещения на территории г. Сыктывкара.
Разрешая спор, оценив доводы и возражения сторон, представленные доказательства, со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований. При этом, суд исходил из того, что проживание истца в сохраненном жилом помещении не возможно ввиду того, что нанимателем этого жилого помещения является мать, лишенная родительских прав в отношении ее и имеется вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене, истец избрала своим местом жительства г. Сыктывкар и до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, исходила из того, что истец достигла 23-летнего возраста 09.04.2016. 20.02.2017 администрация отказала истцу во включении учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет. Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2019 года исковое заявление Дребот У.А. об обмене жилого помещения оставлено без удовлетворения.
Из содержаниям ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган в период с 2013 по 2017 по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, материалы дела не содержат.
Будучи дееспособной, не имея ограничений в выборе действий и распоряжении собственными правомочиями, истец имела возможность обращения в администрацию муниципального образования либо для реализации права на судебную защиту в более ранний срок (до 2017 года), о чем ей было разъяснено в письме прокуратуры от 07.07.2016, однако в отсутствие объективных препятствий, своевременно этого не сделала.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебное постановление апелляционной инстанции принято с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, взвивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт к" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка 1 уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных эндов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-0-0, от 25 февраля 2013 года 192-0 и др.)
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной) поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя того помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых смещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предписано, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из обстоятельств, указанных в этом пункте, в том числе проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзац второй подпункта 1);
В Республике Коми 25.12.2015 принят закон N 134-P3 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
Согласно ч. 3 Закона N 134-P3, включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Статьей 7 Закона N-P3 предусмотрено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения", выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", право граждан на самостоятельный выбор своего места жительства не может быть ограничено иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом.
Приведенные норма федерального и республиканского законодательства предусматривают право сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение жильем по месту их жительства.
Право жилищного обеспечения сирот, на территории населенного пункта, избранного ими в качестве постоянного места жительства за счет соответствующего органа местного самоуправления подтверждено постановлением Конституционного суда Республики Коми от 20.05.2011г.
Как следует из ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как установлено судом Дребот У.А. неоднократно, в том числе до достижения возраста 23 лет обращалась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" по вопросу обеспечения жильем, однако ей было отказано, ее проживание в сохраненном жилом помещении не возможно ввиду того, что нанимателем этого жилого помещения является мать, лишенная родительских прав в отношении истца, и имеется вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене. Учитывая, что Дребот У.А. проживает на территории города Сыктывкара, который является местом постоянного жительства.
Доказательств, опровергающих тот факт, что г. Сыктывкар является постоянным местом жительства Дребот У.А, свидетельствующих о временном характере ее проживания ответчиком не представлено.
Как правильной отмечено судом первой инстанции, то обстоятельство, что истец зарегистрирована на территории Усть-Вымского района, не является основанием для отказа в иске, поскольку местом ее постоянного жительства является г. Сыктывкар.
Поскольку судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, применен закон подлежащий применению, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным, отменяя апелляционное определение оставить в силе решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 августа 2020 года.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 октября 2020 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.