Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савельевой Натальи Юрьевны о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, на 2018 год, на 2019 год по апелляционной жалобе Савельевой Натальи Юрьевны на решение Нижегородского областного суда от 31 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца ФИО1 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
22 июня 2015 года Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области издан приказ N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее также - приказ от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15, Перечень 2016).
Приказ от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В пункт 4497 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2016 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
В пункт 21492 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2016 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
14 сентября 2017 года Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-463/17 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года N 326-13-463/17, Перечень 2018).
Приказ от 14 сентября 2017 года N 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт 1225 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
В пункт 18900 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2018 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
12 ноября 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ NСл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18, Перечень 2019).
Приказ от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 1612 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
В пункт 22725 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Савельева Н.Ю. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что спорные объекты не отвечают признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, правовые основания для включения спорных помещений в Перечни отсутствуют.
Решением Нижегородского областного суда от 31 августа 2020 года административное исковое заявление Савельевой Н.Ю. удовлетворено, признан недействующим пункт 21492 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N311-05-11-111/15 от 22.06.2015 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", со дня принятия.
Признан недействующим пункт 18900 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области N326-13-463/17 от 14.09.2017 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", со дня принятия.
Признан недействующим пункт 22725 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области NСл-326-25615/18 от 12.11.2018 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", со дня принятия.
В удовлетворении административного искового заявления Савельевой Н.Ю. о признании недействующим со дня принятия пункта 4497 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N 311-05-11-111/15 от 22 июня 2015 г.; о признании недействующим со дня принятия пункта 1225 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области N 326-13-463/17 от 14.09.2017; о признании недействующим со дня принятия пункта 1612 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области N Сл-326-25615/18 от 12.11.2018 - отказано.
В апелляционной жалобе Савельева Н.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Прокурором, участвующим в деле, административным ответчиком поданы возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просят решение Нижегородского областного суда от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 апелляционную жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней, просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца ФИО3, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит отклонению, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены ст.378.2 НК РФ.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статьи 72 и 76 Конституции РФ).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. В соответствии со статьей 15 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом.
При рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции проанализировав положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (далее - Закон N140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года N 50 "Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области", Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года N 666 "Об утверждении Положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N 183 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, пришел к выводу о том, что приказ Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 N 311-05-11-111/15, приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской
области N 326-13-463/17 от 14.09.2017, приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области N Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены: иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 140-З с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для включения нежилого помещения с кадастровым номером N послужило предназначение помещения для размещения торгового объекта, исходя из документов технического учета, в связи с чем, спорный объект недвижимости относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и обоснованно включен Перечень на 2016, 2018, 2019 годы.
Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции в данной части правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу приведенных законоположений в Перечни подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Савельева Н.Ю. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N. Указанный объект недвижимости имеет назначение и наименование "нежилое помещение".
Данное помещение расположено в здании с кадастровым номером N, наименование и назначение здания: "многоквартирный дом". До 15 октября 2016 года здание имело назначение "жилой дом".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющий вид разрешенного использования "под жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями", что не предполагает размещение на нем объектов административно-делового, торгового или коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания или офисных помещений.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 10 октября 1991 года (с изм. от 3 июля 1997 года, от 6 апреля 2005 года), здание по адресу: "адрес", имеет наименование "жилой дом".
Согласно экспликации к поэтажному плану дома, назначение частей в помещении П1 следующее: склад (5), душ, раздевалка, электрощитовая, мойка, коридор (6), умывальник, туалет (2), столовая, тамбур, кабинет (2), кладовая (3), торговый зал (5). При этом площадь торговых залов составляет 207, 4 кв.м, то есть более 20% от общей площади помещения (485, 2 кв.м).
Аналогичные данные содержатся и в техническом плане помещения, составленном на более позднюю дату - 31 июля 2012 года.
Таким образом, проанализировав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером 52:18:0010515:935 относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и обоснованно включен в Перечень на 2016, 2018, 2019 годы по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как нежилое помещение, назначение частей которого в соответствии с документами технического учета предусматривает размещение торгового объекта. Кроме того, в Перечни на 2018 и 2019 годы объект обоснованно включен еще и по основанию фактического использования нежилого помещения для размещения торгового объекта (п.5 ст.378.2 НК РФ).
Кроме того, административному истцу принадлежит на праве общей долевой собственности объект недвижимости с кадастровым номером N
Как следует из материалов дела, объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N общей площадью 1212 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" пом.П1 имеет назначение и наименование "нежилое помещение".
Данное помещение расположено в здании с кадастровым номером N, наименование и назначение здания: "многоквартирный дом". По данным ЕГРН, до 7 июля 2015 года здание имело назначение "жилой дом" (л.д.220 т.1).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, который имеет вид разрешенного использования "под жилой дом с нежилыми встроенно-пристроенными помещениями", что прямо не предполагает размещение на нем объектов административно-делового, торгового или коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания или офисных помещений.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 17 апреля 1989 года, здание по адресу: "адрес", имеет наименование "жилой дом".
Согласно экспликации к поэтажному плану дома, назначение частей в помещении П1 следующее: склад (7), коридор (8), умывальник (3), туалет (3), касса, комната отдыха (2), мастерская, тамбур (4), кабинет (4), кладовая (1), электрощитовая, раздевалка, служебное помещение, лестничная клетка (3), помещение (2), лифтовая, вентиляционная камера (3).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что нежилое помещение с кадастровым номером N, исходя из его назначения (а с 2018 г, с учетом назначения, разрешенного использования и наименования) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве административно-делового или торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, в котором расположено нежилое помещение, - не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено.
В связи с чем, административное исковое заявление Савельевой Н.Ю. в указанной части правомерно удовлетворено.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что на данный момент в технический паспорт нежилого помещения с кадастровым номером N внесены изменения в части наименования и назначения частей помещения как несостоятельные, поскольку указанные обстоятельства возникли после издания оспариваемых в части нормативных правовых актов.
Доказательств того, что на момент включения в оспариваемые Перечни спорного нежилого помещения административный ответчик имел в наличии иную техническую документацию, содержащую в себе другую информацию, чем приведенный технический паспорт, составленный специалистами уполномоченного на то учреждения, материалы административного дела не содержат.
Кроме того, основанием для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества послужило предназначение нежилого помещения для использования в целях размещения торговых объектов, исходя из документов технического учета, а не фактическое использование нежилого помещения.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Савельевой Натальи Юрьевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.