Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г. по делу N 16-179/2021-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу директора Автономной организации дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" Цивильского района Чувашской Республики (далее - АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" Солоденова Евгения Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 15 сентября 2020 года и решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 28 октября 2020 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора АО ДО ДЮСШ "Асамат" Солоденова Е.В., установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 19 мая 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" Солоденова Е.В. прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Решением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 августа 2020 года, указанное постановление мирового судьи отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 28 октября 2020 года, директор АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" Солоденов Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" Солоденов Е.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и прекращении производства по делу.
В поступивших возражениях на жалобу прокурор Цивильского района Чувашской Республики Гришин В.А. просит судебные акты оставить без изменения, жалобу Солоденова Е.В. без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273 - ФЗ "О противодействии коррупции" в АО ДО "Детско - юношеская спортивная школа "Асамат".
В ходе проверки установлено, что 2 октября 2019 года АО ДО "Детско - юношеская спортивная школа "Асамат" в лице директора Солоденова Е.В, заключен трудовой договор с ФИО5, принятой на должность инструктора - методиста. Ранее ФИО5 занимала должность ведущего специалиста - эксперта Межмуниципального отдела по Козловскому, Красноармейскому и Цивильскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике. 17 сентября 2019 года ФИО5 уволена с занимаемой должности.
Согласно Перечню должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом Росреестра от 12 марта 2013 года N П/87 должность ведущего специалиста - эксперта отнесена к должностям федеральной государственной гражданской службы категории "специалисты" старшей группы должностей в соответствии с пунктом 42 раздела III Приказа.
10 октября 2019 года директором АО ДО "Детско - юношеская спортивная школа "Асамат" Солоденовым Е.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике направлена информация о том, что Лизунова Е.В. принята на работу в АО ДО "Детско - юношеская спортивная школа "Асамат" на должность инструктора - методиста, между тем, в нарушение части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, подпункта "г" пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2019 года N29 в сообщении о заключении с Лизуновой Е.В. трудового договора не указаны должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 6 апреля 2020 года прокурором Цивильского района Чувашской Республики дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения постановлением мирового судьи директора АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" Солоденова Е.В. к административной ответственности на основании вышеуказанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: постановлением прокурора Цивильского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 апреля 2020 года (л.д. 1, 2), копией трудового договора от 2 октября 2019 года, заключенного между АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" и ФИО5 (л.д. 12-14), приказом о приеме ФИО5 на работу от 2 октября 2019 года (л.д.2), копией трудовой книжки ФИО5 в которой содержатся сведения о ее работе в управлении Росреестра (л.д. 3-5), копией уведомления в управление Росреестра о приеме на работу ФИО5 (л.д.64), и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние директора АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" Солоденова Е.В квалифицировано по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии Солоденова Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 этого Кодекса, несостоятельны, так как основаны на ошибочном толковании заявителем приведенных выше положений статьи 12 Закона о противодействии коррупции и пункта 5 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, из которого, как указывалось выше, следует, что исходя из смысла статьи 12 данного закона обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в то время как АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" к органам государственной (муниципальной) власти не относится.
Доводы жалобы о том, что после возбуждения дела об административном правонарушении недостатки направленного уведомления устранены и в адрес Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 27 апреля 2020 года направлено повторное уведомление о приеме ФИО5 на работу не может служить основанием для отмены судебных актов.
Утверждение заявителя о том, что совершенное деяние может быть признано малозначительным, не может быть принято во внимание.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 46 в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.
Вместе с тем, из уведомления директора АО ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Асамат" Солоденова Е.В. следует, что в нем в нарушение части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, подпункта "г" пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2019 года N29 не указаны должностные обязанности ФИО5, исполняемые по занимаемой должности.
Непредставление указанных сведений свидетельствует о том, что у представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы отсутствовала необходимая для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информация, в связи с чем оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Из доводов поданной жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с выводами судов первой и второй инстанций и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения директора учреждения Солоденова Е.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 15 сентября 2020 года и решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 28 октября 2020 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора АО ДО ДЮСШ "Асамат" Солоденова Е.В, оставить без изменения, жалобу Солоденова Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.