Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 г. по делу N 16-548/2021-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу председателя правления Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" Закиева Ф.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г.Казани по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району г.Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан ФИО7 от 2 марта 2020 N, решение судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 28 мая 2020 и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан", установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Казани по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району г.Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан ФИО7 от 2 марта 2020 N, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 28 мая 2020 и решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2020, Региональный общественный Фонд беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель правления Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" Закиев Ф.В. выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Частью 1 данного Федерального закона определены его основные термины и понятия.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 151 названного Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности возложена на руководителей организаций, которые осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которыми определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 27 февраля 2020 в ходе проведения отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан (Вахитовский район) внеплановой выездной проверки по обращению ФИО9 о нарушении требований пожарной безопасности Региональным общественным Фондом беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан", расположенным по адресу: "адрес", установлено нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности, выразившееся в следующем:
не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты (пункт 4 Правил противопожарного режима);
в отношении объекта защиты не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил (пункт 2 Правил противопожарного режима);
в административном помещении не обеспечивается наличие табличек с номером телефона для вызова - пожарной охраны (пункт 6 Правил противопожарного режима);
лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (пункт 3 Правил противопожарного режима);
расстояние от пожарных извещателей до окружающих предметов (электросветильников) менее 0, 5 м. (ФЗ N123 от 22.07.2008г. ст.4, 5, 6; НПБ 88-2001* п.12.33, СП.5.13130.2009 с изм.1. п.13.3.6);
объект защиты не укомплектован огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2. (пункт 70 Правил противопожарного режима);
не обеспечивается исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организуется проведение проверки их работоспособности с оформлением акта проверки. (пункт 61 Правил противопожарного режима);
автоматическая пожарная сигнализация не оборудована прибором приемно-контрольным (ФЗ N123 от 22.07.2008г. ст.4, 5, 6; НПБ 88-2001* п. 12.48*);
автоматическая пожарная сигнализация не оборудована резервным источником питания (ФЗ N123 от 22.07.2008г. ст.4, 5, 6; НПБ 88-2001* п.14.3);
при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно на путях эвакуации оборудовано помещение прихожей, с диваном, шкафом, и т.п. (пункт 33 Правил противопожарного режима);
на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). (пункт 61 Правил противопожарного режима);
помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а " именно подсобное (складское) помещение с хранением горючих материалов не выделено противопожарными преградами (ФЗ N123 от 22.07.2008 ст.4, 5, 6, СНиП 21-01-97* п. 7.4);
отсутствует сертификат соответствия пожарной опасности отделки стен (пластиковыми панелями) на путях эвакуации, в помещении у выхода наружу (ФЗ N123 от 22.07.2008г. ст. 4, 5, 6; СП 1.13130.2009 п. 4.3.2; СНиП 21-01-97* п. 6.25);
пути эвакуации не соответствуют требованиям нормативных документов, а именно путь эвакуации из кабинета проходит транзитом через кабинет заседаний (ФЗ N123 от 22.07.2008г. ст. 89);
допускается размещение (установку) на путях эвакуации (в коридоре) мебели (пункт 36 Правил противопожарного режима), Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом N об административном правонарушении от 27 февраля 2020 (л.д.10-12); представлением от 2 марта 2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д.21-22); предписанием N от 27 февраля 2020 (л.д.23-27); актом проверки от 27 февраля 2020 N (л.д.28-30); решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 11 февраля 2020 (л.д.32); распоряжением от 10 февраля N о проведении проверки (л.д.35-37); обращением ФИО9 от 22 января 2020 (л.д.39-40).
Вышеуказанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Региональным общественным Фондом беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Доводы, содержащиеся в жалобе, о нарушении порядка проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой выездной проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Обращение ФИО9, поступившее 22 января 2020 в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, содержит информацию о нарушении Региональным общественным Фондом беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан", расположенным по адресу: "адрес", требований пожарной безопасности, которые являются обязательными для соблюдения Фондом и создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
На основании данного обращения заместителем главного государственного инспектора г.Казани по пожарному надзору - заместителем начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району г.Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан ФИО7 выдано распоряжение от 10 февраля 2020 N о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан".
Решение о согласовании проведения данной внеплановой выездной проверки выдано прокурором Вахитовского района г.Казани 11 февраля 2020.
Учитывая вышеизложенное, требования Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ в данном случае соблюдены, порядок проведения внеплановой выездной проверки в отношении Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" не нарушен.
Постановление о привлечении Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Региональному общественному Фонду беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г.Казани по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по Вахитовскому району г.Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан ФИО7 от 2 марта 2020 N, решение судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 28 мая 2020 и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан", оставить без изменения, жалобу председателя правления Регионального общественного Фонда беженцев и вынужденных переселенцев "Татарстан" Закиева Ф.В. оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.