Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу М* на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N149 Красноармейского судебного района Самарской области от 19 марта 2020 г., решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 8 июля 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М*, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N149 Красноармейского судебного района Самарской области от 19 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 8 июля 2020 года, М* признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут штрафу и размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, М* ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Красноармейскому району Самарской области в отношении М* составлен протокол N от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 4 часа 20 минут у "адрес" водитель М* в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управлял автомашиной "данные изъяты" г/н N, находясь в состоянии опьянения.
Данные обстоятельства мировой судья нашел надлежащим образом доказанными и подтвержденными материалами дела.
По результатам рассмотрения дела постановлением мирового судьи судебного участка N149 Красноармейского судебного района Самарской области от 19 марта 2020 г. установлена виновность М* в совершении данного административного правонарушения, он привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве доказательств, подтверждающих совершение М* описанного выше административного правонарушения, судья сослался помимо прочих имеющихся в деле доказательств на протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Судья районного суда при пересмотре дела по жалобе М* с выводами мирового судьи и принятым им решением согласился, пришел к выводу о соответствии процессуальных документов, которые послужили основанием для привлечения М* к административной ответственности, положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, данный вывод судебных инстанций является преждевременным, сделан без учета положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время и место его составления, событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведенных выше норм изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такие процессуальные акты. В связи с изложенным административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять либо вносить изменения в указанные протоколы.
Как видно из материалов дела, бланк протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М* был заполнен должностным лицом и подписан М* ДД.ММ.ГГГГ непосредственно после обнаружения правонарушения. В последующем дата и время составления указанного протокола были исправлены инспектором ГИБДД уже позже ДД.ММ.ГГГГ после получения результатов химико-токсикологического исследования, что следует и из рапорта ИДПС Р* (29-30).
В соответствии со справкой врача Г* на л.д.5 биологический материал на содержание наркотических средств и психотропных веществ отправлен на химико-токсикологического исследование; заключение медицинского освидетельствования на состояние опьянения М* будет выдано после получения результатов вышеуказанного исследования.
Сведения об ознакомлении М* с результатами исследования (л.д.49) в материалах не содержатся.
В то же время согласно акту медицинского освидетельствования само освидетельствование началось ДД.ММ.ГГГГ в 7 часов 40 минут, а закончилось ДД.ММ.ГГГГ в 8 часов 36 минут (л.д.8).
Данное противоречие судами выяснено не было, что влияет на правильное установление обстоятельств по делу.
Вместе с тем в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены при составлении указанного процессуального акта в присутствии М* Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется. Отсутствуют и сведения об извещении М* о необходимости явки в подразделение полиции для внесения изменений в названный протокол. Не содержится таких сведений ни в рапорте ИДПС Р* (29-30), ни в протоколе его допроса в судебном заседании (л.д.35).
Сведений о том, что копия исправленного протокола в соответствии с требованиями нормы части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вручена или направлена М*, либо он отказался от ее получения, в материалах дела не имеется.
Обстоятельства внесения в протокол об административном правонарушении исправления в части времени и даты его составления ни мировым судьей, ни судьей районного суда подробно не исследовались.
В связи с изложенным нельзя согласиться с выводом судьи Красноармейского районного суда Самарской области о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Рассмотрение жалобы не отвечает требованиям статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачи производства по делу об административном правонарушении судьей не выполнены, что является существенным процессуальным нарушением.
Несоблюдение принципов административного судопроизводства является существенным нарушением процессуальных норм, влияющим на законность и обоснованность принятого по делу постановления.
Поскольку указанные нарушения не могут быть устранены в рамках рассмотрения настоящей жалобы, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу М* на постановление мирового судьи, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 8 июля 2020 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, принять меры, позволяющие разрешить противоречия в составленных процессуальных документах, и в соответствии с требованиями законодательства принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
жалобу М* удовлетворить частично.
Решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 8 июля 2020 г, вынесенное в отношении М* по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Самарской области.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.