Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Петровой Н.Е, судей Бегунова М.В, Кияйкина В.М, при секретаре Зелениной Д.Н, с участием:
прокурора Овчинниковой О.И, защитника-адвоката Ахметшина Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Удмуртской Республики Токарева Д.В. на приговор Увинского районного суда Удмуртской Республики от 9 июля 2020 года в отношении Коновалова М.И..
Заслушав доклад судьи Петровой Н.Е, изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводов кассационного представления заместителя прокурора Удмуртской Республики Токарева Д.В, заслушав мнение прокурора Овчинниковой О.И, поддержавшей доводы представления, защитника-адвоката Ахметшина Р.Р, не согласившегося с представлением заместителя прокурора, судебная коллегия, установила:
приговором Увинского районного суда Удмуртской Республики от 9 июля 2020 года
Коновалов М.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "данные изъяты", гражданин "данные изъяты", судимый:
- 03 декабря 2015 года приговором мирового судьи судебного участка N2 Малопургинского района УР осужден по ст.264.1 УК РФ к 1 году лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 3 года. Дополнительное наказание отбыто ДД.ММ.ГГГГ
- 31 мая 2016 года приговором мирового судьи судебного участка N 2 Малопургинского района УР осужден по ст.264.1 УК РФ к 1 году лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 3 года. Приговор мирового судьи судебного участка N 2 Малопургинского района Удмуртской Республики от 03 декабря 2015 года определен к самостоятельному исполнению. Дополнительное наказание отбыто ДД.ММ.ГГГГ;
- 07 декабря 2017 года приговором Увинского районного суда УР осужден по ч.1 ст.222 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года. С учетом постановления Увинского районного суда УР от 11 июля 2019 года испытательный срок продлен до 2 лет 8 месяцев;
- 11 сентября 2019 года приговором Увинского районного суда УР осужден по ст.264.1 (2 преступления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), ч.2, ч.4 ст.69 УК РФ, к 1 году 8 месяцам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года 6 месяцев. На основании ч.4 ст.74 УК РФ условное осуждение по приговору Увинского районного суда от 07 декабря 2017 года отменено и в соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному основному наказанию частично присоединено основное наказание по приговору Увинского районного суда от 07 декабря 2017, окончательно назначено наказание 2 года 8 месяцев лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в колонии-поселении с самостоятельным следованием к месту отбывания наказания за счет государства. ДД.ММ.ГГГГ Коновалов М.И. самостоятельно прибыл в участок КП при ИК - N "данные изъяты" для отбывания наказания, осужден по ст.264.1 УК РФ к 1 году лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года.
На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору Увинского районного суда УР от 11 сентября 2019 года, окончательно назначено 3 года лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года, с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Коновалов М.И. направлен в колонию-поселение под конвоем.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена. Избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
Зачтен в срок наказания период отбывания наказания Коноваловым М.И. в колонии-поселении по приговору Увинского районного суда УР от 11 сентября 2019 года, а именно с 11 октября 2019 года по 29 января 2020 года.
На основании положений п."в" ч.3.1 ст.72 УК РФ время нахождения Коновалова М.И. под стражей в условиях следственного изолятора в период с 30 января 2020 года (т.е. со дня взятия под стражу по 1 отмененному приговору) до дня вступления настоящего приговора в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за два дня отбывания наказания в колонии-поселении с учетом положений, предусмотренных ч.3.3 ст. 72 УК РФ.
Решена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался, вступил в законную силу.
Коновалов М.И. признан виновным в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, будучи судимым за совершение преступления, предусмотренного ст.264.1 УК РФ. Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Удмуртской Республики Токарев Д.В. не оспаривает фактические обстоятельства совершенного Коноваловым М.И. преступления и юридическую квалификацию его действий. Вместе с тем ссылается, что в силу п."в" ч.3.1 ст.72 УК РФ время содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за два дня отбывания в колонии-поселении. Судом правильно указано в приговоре о необходимости зачета Коновалову М.И. в срок лишения свободы времени содержания под стражей до вступления приговора в законную силу на основании п."в" ч.3.1 ст.72 УК РФ, однако период, подлежащий зачету, определен неверно. Указывает, что Коновалов М.И. по настоящему делу в порядке ст.91 УПК РФ не задерживался, под стражей не содержался, отбывал наказание по приговору от 11 сентября 2019 года. Мера пресечения в виде заключения под стражу по данному уголовному делу избрана Коновалову М.И. в день вынесения приговора, то есть 09 июля 2020 года. По смыслу закона коэффициенты кратности, предусмотренные п.п."б", "в" ч.3.1 ст.72 УК РФ не применяются к периоду, нахождения осужденных в следственных изоляторах в порядке, предусмотренном ст.77.1 УИК РФ, если им не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу. С учетом изложенного считает, что решение суда об исчислении времени содержания Коновалова М.И. под стражей при зачете его в срок наказания по правилам ч.3.1 ст.72 УК РФ с 30 января 2020 года до дня вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в колонии поселении является необоснованным. Допущенное судом нарушение уголовного закона является существенным, повлиявшим на исход дела, поскольку повлечет не основанное на законе сокращение срока отбывания лишения свободы Коноваловым М.И. в исправительном учреждении.
Просит приговор в части зачета времени содержания Коновалова М.И. под стражей и применения п."в" ч.3.1 ст.72 УК РФ отменить, материалы дела в этой части направить в суд первой инстанции для рассмотрения в порядке ст.ст.396-399 УПК РФ.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении заместителя прокурора Удмуртской Республики, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Выводы суда о виновности осужденного в инкриминируемом преступлении основаны на имеющихся в уголовном деле и проверенных в ходе судебного разбирательства доказательствах, анализ и надлежащая оценка которым даны в приговоре: показаниях подсудимого Коновалова М.И. признавшего себя виновным частично; показаниях свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14. и других свидетелей, об известных им обстоятельствах по данному делу, изложенных в приговоре. Также вина осужденного подтверждается и письменными доказательствами: рапортом инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России " "данные изъяты"" о составлении административного протокола в отношении водителя Коновалова М.И. по ст.12.26 КоАП РФ, постановлением о прекращении производства по административному делу; протоколами иных следственных действий; копиями приговоров и другими материалами дела подробно исследованными и изученными в судебном заседании.
Все собранные по делу доказательства суд проверил в соответствии с требованиями ст.ст.17, 87, 88 УПК РФ и, сопоставив их между собой, дал им надлежащую оценку с точки зрения относимости, допустимости достоверности и достаточности для обоснования выводов о виновности Коновалова М.И. в содеянном. Нарушений требований ст.73 УПК РФ не допущено.
Оснований не согласиться с приведенной в приговоре оценкой доказательств не имеется, поскольку она соответствует фактическим обстоятельствам, установленным судом, и требованиям уголовно-процессуального закона.
Приговор суда соответствует требованиям ст.304, 307-309 УПК РФ. В нем нашли разрешение все вопросы, определенные положениями ст.299 УПК РФ.
Действия Коновалова М.И. квалифицированы по ст.264.1 УК РФ, что соответствует содержащемуся в приговоре описанию преступного деяния и фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании и не оспаривается в кассационном представлении.
Наказание Коновалову М.И. назначено в соответствии с требованиями ст.ст.6, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о его личности, влияния назначенного наказания на его исправление.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Коновалова М.И, суд признал наличие двоих малолетних детей, положительную характеристику по месту жительства, состояние его здоровья, признаки органического расстройства личности и поведения.
Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.
Мотивы решения всех вопросов, касающихся назначения конкретного вида и размера наказания, в том числе о целесообразности его назначения в виде реального лишения свободы, назначении окончательного наказания по правилам ч.5 ст.69 УК РФ и отсутствие оснований для применения положений ст. 64 УК РФ в приговоре приведены.
Назначенное наказание является справедливым, соразмерным содеянному, соответствует требованиям ст. 43 УК РФ о его назначении в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, оснований к его смягчению, назначению более мягкого наказания и не связанного с лишением свободы, не усмотрено.
Вид исправительного учреждения определен в колонии-поселении.
В ходе дознания и при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции нарушений уголовно-процессуального закона, ограничивающих права и законные интересы участников уголовного судопроизводства, в том числе права осуждённого на защиту, не установлено. Судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности и равноправия сторон.
Вместе с тем приговор в части зачета в срок наказания времени содержания под стражей по правилам ст.72 УК РФ подлежит отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по делу установлены.
В соответствии с п."в" ч.3.1 ст.72 УК РФ время содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за два дня отбывания в колонии-поселении.
Судом правильно указано в приговоре о необходимости зачета Коновалову М.И. в срок лишения свободы времени содержания под стражей до вступления приговора в законную силу на основании п."в" ч.3.1 ст.72 УК РФ, однако период, подлежащий зачету, определен судом неверно.
Как следует из материалов дела, Коновалов М.И. с 11 октября 2019 года отбывал наказание по приговору Увинского районного суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2019 года.
С 29 июня 2020 года на основании постановления Увинского районного суда Удмуртской Республики, вынесенного в порядке ст.77.1 УИК РФ, Коновалов М.И. для участия в судебных заседаниях в качестве подсудимого по уголовному делу, завершившемуся вынесением обжалуемого приговора, содержался в условиях следственного изолятора.
По настоящему уголовному делу Коновалов М.И. в ходе предварительного и судебного следствия, в порядке ст.91 УПК РФ не задерживался. Под стражей содержался на основании приговора от 30 января 2020 года отмененного апелляционным постановлением от 19 мая 2020 года (л.д. N). Мера пресечения в виде заключения под стражу вновь избрана Коновалову М.И. в день вынесения приговора - 09 июля 2020, который вступил в законную силу 21 июля 2020 года.
Согласно разъяснений, содержащихся в Ответах на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2019 (Ответ на вопрос N 12), коэффициенты кратности, предусмотренные п.п."б", "в" ч.3.1 ст.72 УК РФ не применяются к периоду, нахождения осужденных в следственных изоляторах в порядке, предусмотренном ст.77.1 УИК РФ, если им не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу.
При таких обстоятельствах решение суда об исчислении времени содержания Коновалова М.И. под стражей при зачете его в срок наказания по правилам ч.3.1 ст.72 УК РФ с 30 января 2020 года (со дня постановления отмененного приговора) до дня вступления приговора от 9 июля 2020 года в законную силу (21 июля 2020 года), из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в колонии поселении нельзя признать обоснованным.
Допущенное судом нарушение уголовного закона является существенным, повлиявшим на исход дела, что в силу ст.401.6 и ч.1 ст.401.15 УПК РФ является основанием для отмены приговора в части зачета времени содержания Коновалова М.И. под стражей.
Годичный срок, установленный ст.401.6 УПК РФ, в течение которого допускается пересмотр в кассационном порядке судебного решения по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, не истек и у суда кассационной инстанции имеется процессуальный повод к пересмотру обжалуемого судебного решения - кассационное представление заместителя прокурора Удмуртской Республики.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.397 УПК РФ вопрос о зачете времени содержания под стражей в соответствии со ст.72 УК РФ связан с исполнением приговора и подлежит рассмотрению судом в порядке, предусмотренном ст. ст. 396, 399 УПК РФ, где также необходимо в порядке ч.5 ст.69 УК РФ решить вопросы о зачете в окончательное наказание, отбытого наказания по приговору от 11 сентября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.401.13-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Увинского районного суда Удмуртской Республики от 9 июля 2020 года в отношении Коновалова М.И. в части зачета времени содержания осужденного с 30 января 2020 года до дня вступления настоящего приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в колонии-поселении и зачете в окончательное наказание, отбытого наказания по приговору от 11 сентября 2019 года - отменить, уголовное дело в этой части передать на новое рассмотрение в Увинский районный суд Удмуртской Республики в ином составе суда в порядке, предусмотренном ст.ст.396, 399 УПК РФ.
Кассационное представление заместителя прокурора Удмуртской Республики Токарева Д.В. удовлетворить.
В остальной части приговор Увинского районного суда Удмуртской Республики от 9 июля 2020 года оставить без изменения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.