Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по доверенности Шамсутдиновой Л.М. на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 октября 2020 года по административному делу N 2а-2531/2020 по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности организовать проведение работ по рекультивации земельного участка, занятого полигоном твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, мнение старшего прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор (далее - административный истец, прокурор), действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска (далее -администрация), Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство) о возложении обязанности организовать проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в окрестностях села "данные изъяты", занятого полигоном твёрдых бытовых отходов (курганного типа).
В обоснование требований указано, что названный земельный участок по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N был передан в аренду обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Полигон" для организации переработки и захоронения твердых бытовых отходов, вывозимых в том числе с территории города Ульяновска, распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами от ДД.ММ.ГГГГ N срок аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N).
Указанный земельный участок находится на территории муниципального образования "город Ульяновск" и относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
После завершения эксплуатации полигона ООО "Полигон" не произвел в соответствии с требованиями законодательства рекультивацию земельного участка, которая могла бы предотвратить возгорание твёрдых бытовых отходов на полигоне.
Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2015 года удовлетворены исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска к ООО "Полигон" о возложении обязанности произвести рекультивацию земельного участка, решение суда не исполнено. 20 апреля 2020 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена информация о прекращении деятельности должника - ООО "Полигон".
На момент заключения договора аренды организация сбора, вывоза, утилизации переработки бытовых и промышленных отходов была возложена на администрацию города Ульяновска. Деятельность по размещению отходов производства и потребления из городского округа город Ульяновск на указанном участке была организована администрацией и осуществлялась ООО "Полигон".
В связи с принятием постановления Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П "О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области" на министерство возложены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, договор аренды на спорный земельный участок передан из администрации в Министерство.
Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 октября 2020 года, административный иск прокурора к Министерству удовлетворен, на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность организовать проведение работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в окрестностях села "данные изъяты" занятого полигоном твердых бытовых отходов курганного типа. В удовлетворении административных исковых требований к администрации города Ульяновска отказано.
В кассационной жалобе, поданной посредством почтового отправления через суд первой инстанции 4 декабря 2020 года в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Министерства по доверенности Шамсутдинова Л.М. просит отменить вышеуказанные судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в отношении министерства в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов возложены на орган местного самоуправления. Данные полномочия не перераспределялись в соответствии с Законом Ульяновской области от 3 июля 2015 года N 85-30 "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области, а сохранены за органом местного самоуправления.
По мнению автора жалобы, у Министерства отсутствует денежное финансирование в текущем 2020 году на ликвидацию свалок и рекультивацию земельных участков.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав явившегося в судебное заседание прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный в окрестностях села "данные изъяты", по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N был передан ООО "Полигон" для организации переработки и захоронения твердых бытовых отходов (под полигон курганного типа), вывозимых в том числе с территории города Ульяновска, распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами от ДД.ММ.ГГГГ N срок аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N).
Указанный земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м находится на территории муниципального образования "город Ульяновск" и относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельный участок).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, видом разрешенного использования земельного участка является организация переработки и захоронения твердых бытовых отходов.
После завершения эксплуатации названного полигона твердых бытовых отходов ООО "Полигон" не произвело рекультивацию земельного участка, которая могла бы предотвратить возгорание твёрдых бытовых отходов на данном полигоне и негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска к ООО "Полигон" о возложении обязанности произвести рекультивацию земельного участка. Судом установлено, что в результате хозяйственной деятельности ООО "Полигон" на земельный участок оказано негативное воздействие, требующее проведения его рекультивации.
Упомянутое решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ООО "Полигон" в связи с ликвидацией юридического лица на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 3 июля 2015 года N 85-30 "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области", постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П "О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство.
Во исполнение предоставленных полномочий 27 сентября 2019 Министерством с ООО "Полигон" в лице конкурсного управляющего Лашина С.М. заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому стороны договорились расторгнуть договор аренды земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации переработки и захоронения твердых бытовых отходов.
В соответствии с актом возврата земельного участка, являющимся приложением к указанному соглашению, арендодатель министерство приняло от арендатора ООО "Полигон" земельный участок, на котором расположен полигон.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что прокурором представлены доказательства неисполнения Министерством при наличии к тому соответствующих полномочий требований земельного, экологического законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что приводит к ухудшению качества земель, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, влечет возникновение пожаров на земельном участке, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что поскольку судом достоверно установлено ненадлежащее экологическое состояние полигона на основании неисполненного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым обязанность по рекультивации земельного участка была возложена на ликвидированное к настоящему времени ООО "Полигон", суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по рекультивации спорного земельного участка, занятого полигоном твердых бытовых отходов (курганного типа), на Министерство, как на правообладателя данного земельного участка.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов, полагая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Доводы подателя жалобы о том, что полномочия по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов возложены на орган местного самоуправления и не перераспределялись в соответствии с Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с чем обязанность по проведению рекультивации должна быть возложена на администрацию, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны несостоятельными.
Указание автора жалобы на отсутствие у Министерства денежного финансирования в текущем 2020 году на ликвидацию свалок и рекультивацию земельных участков, не может быть принято судом кассационной инстанции в качестве заслуживающего внимания.
Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые остались за пределами внимания судов первой и апелляционной инстанций, в кассационной жалобе не содержится.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по доверенности Шамсутдиновой Л.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 22 января 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.