N 88А-2835/2021
29 января 2021 года город Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карякина Е.А, рассмотрев кассационную жалобу Юпатова ФИО4 на определение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 октября 2020 года об отказе в принятии административного искового заявления Юпатова ФИО5 к Шестому кассационному суду общей юрисдикции, Верховному Суду Удмуртской Республики, Октябрьскому районному суду города Ижевска Удмуртской Республики, Первомайскому районному суду города Ижевска Удмуртской Республики о признании незаконными решений, действий, бездействий, и апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 декабря 2020 года, установил:
Юпатов Я.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий, бездействий судебных инстанций.
Определением судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 декабря 2020 года, отказано в принятии вышеуказанного административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде 20 декабря 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Юпатов Я.Г, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов.
В обоснование кассационной жалобы Юпатов Я.Г. указывает на то, что он не может быть лишен права в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на восстановление его прав, нарушенных неправильными внепроцессуальными решениями и бездействием председателей судов как должностных лиц.
По мнению автора жалобы, Верховному Суду Удмуртской Республики следовало взять самоотвод, передав дело на рассмотрение в другой суд по правилам части 2 статьи 36 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Отмечает, что суд апелляционной инстанции, нарушил положения абзаца 1 пункта 43 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации" N 1 (2019), выйдя за пределы частной жалобы, начав рассматривать дело по существу и решая вопрос о правах заявителя, что должно происходить только в процессе судебного разбирательства.
Изучив материал и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в принятии административного иска по основанию пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья суда первой инстанции исходил из того, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства. С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Указанный вывод судов первой и апелляционной инстанций является верным, а оспаривающие его доводы подателя кассационной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Из административного иска усматривается, что Юпатовым Я.Г. фактически оспариваются ответы на его обращения исполняющего обязанности председателя Первомайского районного суда города Ижевска, председателя Октябрьского районного суда города Ижевска, председателя Первомайского районного суда города Ижевска, председателя Верховного Суда Удмуртской Республики, временно исполняющего обязанности заместителя председателя Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
Исходя из особого конституционно-правового статуса судьи - председателя суда, суд кассационной инстанции считает верным вывод судов, о том, что действия (бездействие) председателя суда не могут быть предметом оспаривания в порядке, регламентированном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статей 10 и 11 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
В силу статьи 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Из вышеизложенных положений Конституции Российской Федерации следует, что действия (бездействие) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства, в том числе в порядке административного судопроизводства, поскольку в противном случае нарушается принцип независимости судей, их неприкосновенности и подчинения только закону, а равно как допускается возможность незаконного вмешательства в профессиональную деятельность судей.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Согласно части 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения обжалуемого определения) судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Согласно частям 1 и 4 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
На основании статьи 1, части 1 статьи 2, части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации обладает единым статусом. Независимость судьи обеспечивается неприкосновенностью судьи; всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за действия, совершенные при осуществлении правосудия, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Порядок привлечения судьи к ответственности за виновные действия предусмотрен статьей 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", статьями 19, 22, 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
Из правового анализа вышеизложенных положений следует, что никакие действия (бездействие) председателей федеральных судов, судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке гражданского либо административного судопроизводства, поскольку в противном случае это означало бы незаконное вмешательство судьи в профессиональную деятельность своих коллег, нарушение принципа независимости судей, их неприкосновенности и подчинения только закону.
Вопреки доводам кассационной жалобы председатели судов, заместители председателей судов (судьи) не относятся к числу должностных лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах судья суда первой инстанции обоснованно отказал в принятии административного искового заявления Юпатова Я.Г.
Выводы судей судов первой и апелляционной инстанций основаны на фактических обстоятельствах, изложенных в административном иске и согласуются с вышеозначенными нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные обжалуемые судебные акты сомнений в их законности не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь частью 3 статьи 327.1, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
определение судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 октября 2020 года и апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юпатова Я.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Е.А. Карякин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.