Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Тароян Р.В, Пияковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом города Орска Оренбургской области и Администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2020 г. по гражданскому делу N 2-117/2020 по иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах несовершеннолетних Бутырина Владислава Сергеевича, Алексеевой Екатерины Александровны, Алексеевой Ангелины Александровны, Истоминой Екатерины Алексеевны, Истоминой Анны Алексеевны, Лылова Романа Константиновича, Лылова Данила Константиновича, Лыловой Марии Константиновны, Кутиловой Валерии Максимовны, Кутиловой Олеси Максимовны, Кутилова Максима Максимовича, Мерзабекова Ильдара Ринатовича, Мерзабекова Владислава Ринатовича, Мерзабекова Дианы Ринатовны, Сальникова Матвея Анатольевича, Сальниковой Варвары Анатольевны, Сальниковой Златы Анатольевны, Сададдинова Эльвина Эльдаровича, Сададдиновой Сабрины Эльдаровны, Асадова Айхана Рахман оглы, к администрации г. Орска об обязании обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям: газораспределительной системе, системе водоснабжения предоставленных земельных участков, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, заключение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гуляевой Е.С, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних Бутырина В.С, Алексеевой Е.А, Алексеевой А.А, обратился в суд с иском к администрации г. Орска по тем основаниям, что прокуратурой Ленинского района г. Орска по обращению Алексеевой А.Р. выявлены факты нарушения законодательства при предоставлении мер поддержки многодетным семьям.
В ходе проведенной проверки выявлено, что Алексеева А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также члены ее семьи: Алексеев А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бутырин В.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Алексеева Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Алексеева А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации г. Орска от 1 декабря 2016 г. N-п бесплатно получили в собственность специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктом жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома земельный участок с кадастровым номером N, площадью 933, 0 кв.м, с местоположением: "адрес", земельный участок расположен: "адрес".
До настоящего времени земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 г. N 491-пп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства на территории Оренбургской области, гражданам льготной категории, государственная собственность на которые не разграничена, которым срок реализации мероприятий ограничен 2024 годом. Проведение кадастровых работ и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, не входит в перечень мероприятий плана, осуществляется за счет собственных средств, проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам осуществляется на условиях софинансирования с органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области.
Разработанный Правительством Оренбургской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользовании, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены и полномочия органа местного самоуправления по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков, для индивидуального жилищного строительства.
24 мая 2019 г. прокуратурой района в адрес и.о. главы г. Орска внесено представление об устранении нарушений, законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям. Предметом указанного представления являлось отсутствие обеспечения земельных участков, находящихся в специальном фонде для предоставления в собственность многодетным семьям, инженерной инфраструктурой. 26 июня 2019 г. указанное представление рассмотрено и удовлетворено.
В настоящее время в рамках регионального проекта "Жилье" МО "Город Орск" выделены бюджетные ассигнования на строительство объектов инженерной инфраструктуры в новых микрорайонах индивидуальной жилой застройки в п.ОЗТП и "адрес".
Вместе с тем администрацией г. Орска не предпринято конкретных мер для обеспечения инженерной многодетной семье земельного участка с кадастровым номером N, площадью 933, 0 кв.м, с местоположением: "адрес", чем нарушены права и законные интересы многодетной семьи.
Истец просил обязать администрацию муниципального образования "Город Орск" получись технические условия на присоединение к газораспределительной системе, электрическим сетям, водоснабжения земельного участка с кадастровым номером N предоставленного семье Алексеевой А.Р, разработать проект на присоединение возможного объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером N к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям; организовать производство работ по монтажу газораспределительного газопровода, системам водоснабжения и электрических сетей к земельному участку с кадастровым номером N в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 20 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены представители несовершеннолетних Бутырина В.С, Алексеевой Е.А, Алексеевой А.Л. - Алексеева А.Р, Алексеев А.А.
Определением суда от 13 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, КУИ администрации г. Орска, У ЖКХ администрации г. Орска.
Определением суда от 13 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Водоканал города Орска", АО "Газпром газораспределение - Оренбург", ГУП КЭС Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть".
Определением суда от 6 февраля 2020 г. принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования "Город Орск" обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером N (дело N 2-117/2020).
Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних Истоминой Е.А, Истоминой А.А, обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.
Определением суда от 20 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены представители несовершеннолетних Истоминой Е.А, Истоминой А.А. - Истомина А.Г, Истомин А.В.
Определением суда от 13 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, КУИ администрации г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска.
Определением суда от 13 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Водоканал города Орска", АО "Газпром газораспределение Оренбург", ГУП КЭС Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть".
Определением суда от 6 февраля 2020 г. принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образовании "Город Орск" обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером N (дело N 2-118/2020).
Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних Лылова Р.К, Лылова Д.К, Лиловой М.К, обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить присоединение земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.
Определением суда от 20 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены законные представители несовершеннолетних Лылова Р.К, Лылова Д.К, Лыловой М.К. - Лылова С.И, Лылов К.Е.
Определением суда от 13 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, КУИ администрации г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска.
Определением суда от 13 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Водоканал города Орска", АО "Газпром газораспределение Оренбург", ГУП КОС Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть".
Определением суда от 6 февраля 2020 г. принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования "Город Орск" обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером N (дело N 2-1 19/2020).
Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних Мерзабекова И.Р, Мерзабекова В.Р, Мерзабековой Д.Р, обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.
Определением суда от 20 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Оренбургской области, законные представители несовершеннолетних Мерзабекова И.Р, Мерзабекова В.Р, Мерзабековой Д.Р. - Мерзабекова А.В, Мерзабеков Р.Р.
Определением суда от 17 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска.
Определением суда от 22 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Водоканал г. Орска", АО "Газпром газораспределение Оренбург", ГУП "Оренбургкоммунэлектросети".
Определением суда от 7 февраля 2020 г. принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования "Город Орск" обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером N (дело N).
Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних Сальникова М.А, Сальниковой В.А, Сальниковой З.А, обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.
Определением суда от 20 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Оренбургской области, законный представитель несовершеннолетних Сальникова М.А, Сальниковой В.А, Сальниковой З.А. - Федорова А.И.
Определением суда от 17 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска.
Определением суда от 22 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Водоканал г. Орска", АО "Газпром газораспределение Оренбург", ГУП "Оренбургкоммунэлектросети".
После неоднократных изменений определением суда от 7 февраля 2020 г. принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования "Город Орск" обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером N (дело N 2-132/2020).
Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя и интересах несовершеннолетних Сададдинова Э.Э, Сададдиновой С.Э, Асадова А.Р. оглы, обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.
Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 20 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена законный представитель несовершеннолетних Сададдинова Э.Э, Сададдиновой С.Э, Асадова А.Р. оглы - Асадова Л.М. кызы.
Определением суда от 12 декабря 2019 г. в порядке подготовки к разбирательству дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска, Правительство Оренбургской области.
Определением суда от 10 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Водоканал города Орска", АО "Газпром газораспределение Оренбург", ПАО "МРСК-Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго", ОАО "Энергосбыт Плюс", Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть".
Определением суда от 10 февраля 2020 г. принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования "Город Орск" обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером N (дело N 2-135/2020).
Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних Путиловой О.М, Путилова М.М, Путиловой В.М, обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.
Определением суда от 20 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены Правительство Оренбургской области, третьи лица на стороне истца и законные представители несовершеннолетних родители Путиловой О.М, Путилова М.М, Путиловой В.М. - Путилова Н.В, Путилов М.В.
Определением суда от 24 декабря 2019 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска.
Определением суда от 29 января 2020 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Водоканал города Орска", АО "Газпром газораспределение Оренбург", публичное Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть".
Определением суда от 10 февраля 2020 г. принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования "Город Орск" обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, газораспределительной системе, системам водоснабжения земельный участок с кадастровым номером N(дело N 2-126/2020).
Определением суда от 28 февраля 2020 г. гражданские дела NN 2-117/2020, 2-118/2020, 2-119/2020, 2-126/2020, 2-131/2020, 2-132/2020, 2-135/2020 по искам прокурора Ленинского района г. Орска к администрации МО "Город Орск" об обеспечении технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно газораспределительной системе, системам-водоснабжения земельных участков, расположенных в одном кадастровом квартале 56:43:0109003, объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения в одном гражданском деле. Объединенному делу присвоен N 2-117/2020.
Определением суда от 25 марта 2020 г. судом принято заявление истца об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он окончательно просил обязать администрацию МО "город Орск" обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе и системе водоснабжения предоставленные истцам земельные участки с кадастровыми номерами 56 N на территории кадастрового квартала 56:43:0109003, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 г. исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах несовершеннолетних Бутырина Владислава Сергеевича, Алексеевой Екатерины Александровны, Алексеевой Ангелины Александровны, Истоминой Екатерины Алексеевны, Истоминой Анны Алексеевны, Лылова Романа Константиновича, Лылова Данила Константиновича, Лыловой Марии Константиновны, Кутиловой Валерии Максимовны, Кутиловой Олеси Максимовны, Кутилова Максима Максимовича, Мерзабекова Ильдара Ринатовича, Мерзабекова Владислава Ринатовича, Мерзабекова Дианы Ринатовны, Сальникова Матвея Анатольевича, Сальниковой Варвары Анатольевны, Сальниковой Златы Анатольевны, Сададдинова Эльвина Эльдаровича, Сададдиновой Сабрины Эльдаровны, Асадова Айхана Рахман оглы, к администрации г. Орска об обязании обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям: газораспределительной системе, системе водоснабжения предоставленных земельных участков удовлетворены.
Суд обязал администрацию г. Орска обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе и системе водоснабжения земельные участки с кадастровыми номерами N указав, что решение подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2020 г. решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 г. оставлено без изменения.
Комитет по управлению имуществом города Орска не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2020 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Администрация города Орска Оренбургской области также не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2020 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор Гуляева Е.С. доводы кассационных жалоб не поддержала, просила решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб в связи со следующим.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что во исполнение Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 г. N 413/90-V-O3 "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей", постановлениями администрации г. Орска от 21 марта 2019 г. N 1108-п, от 6 сентября 2018 г. N 4104-п на территории муниципального образования "город Орск", сформирован специальный фонд земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, куда включен ряд земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N
На основании постановлений администрации г. Орска многодетным семьям в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N предоставлены земельные участки:
- с кадастровым номером N постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п Алексеевой А.Р, Алексееву А.А, Бутырину В.С, Алексееву Е.А, Алексеевой Л.А.;
- с кадастровым номером N постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п Истоминой А.Г, Истомину А.В, Истомину В.А, Истоминой Е.А, Истоминой А.А.;
- с кадастровым номером N постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п Лылову К.Е, Лыловой С.И, Лылову Р.К, Лылову Д.К, Лыловой М.К.;
- с кадастровым номером N постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п Кутиловой Н.В, Кутилову М.В, Кутиловой О.М, Кутилову М.М, Кутиловой В.М.;
- с кадастровым номером N постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п Мерзабековой А.В, Мерзабекову Р.Р, Мерзабекову И.Р, Мерзабекову В.Р, Мерзабековой Д.Р.;
- с кадастровым номером N постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п Федоровой А.И, Сальникову М.А, Сальниковой В.А, Сальниковой З.А.;
- с кадастровым номером N постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п Асадовой Л.М. кызы, Сададдинову Э.Э, Сададдиновой С.Э, Асадову А.Р. оглы, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте администрации г. Орска, в отношении указанных земельных участков техническая возможность подключения к инженерным коммуникациям имеется.
Вместе с тем, в результате проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Орска проверки, из сообщений КУИ администрации г. Орска, ООО "Водоканал города Орска", АО "Газпром газораспределение Оренбург", ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" установлено, что предоставленные в собственность истцов земельные участки не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, а именно, не оснащены возможностью подключения к сетям инженерного технического обеспечения; к ним не подведены газораспределительные, электрические сети, сети водоснабжения, технические условия и проекты на присоединение объектов капитального строительства на земельных участках к газораспределительным, электрическим сетям, сетям водоснабжения не получены.
По информации Правительства Оренбургской области, содержащейся в отзыве на иск, администрацией муниципального образования "город Орск" представлен план обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков для многодетных семей на 2020-2024 г.г.
Вместе с тем, заявка от муниципалитета города Орска в Минстрой Оренбургской области на участие в конкурсном отборе для получения субсидии из областного бюджета на обеспечение инженерными сетями земельных участков для многодетных семей в новых жилых застройках города Орска, расположенных, в том числе в кадастровом квартале N в 2019 г. не поступала. В 2020 г. к участию в отборе администрация г. Орска не допущена ввиду несоответствия требованиям порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 6 июля 2017 г. N 504-п. На 2020-2022 г.г. средства из областного бюджета на данные цели не предусмотрены. Для участия в установленном порядке в государственной программе стимулирования жилищного строительства органу местного самоуправления необходимо подготовить проектную документацию на строительство инженерных сетей в данных зонах жилых застроек.
Из представленных филиалом ГУП "ОКЭС" - Орским КЭС документов следует, что на основании разрешения администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ N ГУП "ОКЭС" - Орским КЭС разрешено размещение объектов на землях муниципального образования " "адрес"" без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
На основании акта Ростехнадзора осмотра электроустановки от ДД.ММ.ГГГГ NА выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ NА на допуск к эксплуатации электроустановки на вновь возводимую ВЛИ-0, 4 кВ от ТП-445, ввод в эксплуатацию запланирован на январь 2020 г, что подтверждается представленной в дело информацией.
Согласно письму ООО "Водоканал г. Орска" организация не располагает информацией относительно планируемого строительства водопроводных и канализационных сетей в кадастровом квартале 56:43:0109003, техническая возможность присоединения к водопроводной сети отсутствует. На совещании с первым заместителем главы г. Орска определены мероприятия по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в юго- западном районе восточного планировочного района и XIV-C, XV-C, XIX-C микрорайонах.
От АО "Газпром газораспределение Оренбург" представлено сообщение, что техническая возможность подключения к инженерным сетям системы газораспределения объектов капитального строительства, размещенных на земельных участках в кадастровом квартале 56:43:0109003 имеется, подключение возможно при условии включения района застройки в границах спорного кадастрового квартала в программу газификации Оренбургской области и после строительства распределительного газопровода вдоль улиц жилой застройки к конечным потребителям с установкой двух ПРГ для понижения давления до проектного. Мероприятия, направленные на обеспечение технической возможностью подключения к сети газораспределения земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 56:43:0109003, не запланированы.
6 декабря 2019 г. на основании обращения собственника земельного участка 56:43:0109003:310 последнему выданы технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцам и членам их семей, как многодетным семьям, были предоставлены земельные участки, которые в нарушение статьи 39.5 пункта 6 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Оренбургской области "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", постановления Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 г. N 491-пп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, на 2020-2021 годы", статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" не обеспечены возможностью подключения к газораспределительной системе и системе водоснабжения, несмотря на то, что указанная обязанность возложена законом на администрацию муниципального образования, предоставившую такой участок. При этом суд посчитал возможным установить сроки исполнения обязанностей, возлагаемых на ответчиков, заявленные истцом.
Отклоняя доводы стороны ответчиков о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу УЖКХ, а не администрация г. Орска, суд первой инстанции указал, что УЖКХ является отраслевым органом администрации г. Орска, которому делегированы некоторые полномочия органа местного самоуправления, и контроль за их исполнением лежит на администрации г. Орска. Поскольку администрация муниципального образования должна контролировать исполнение своими структурными подразделениями возложенных на них функций, сам по себе факт возложения обязанности администрацией г. Орска на УЖКХ администрации г. Орска по организации работ по обустройству предоставленных земельных участков не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией города Орска, возложенной на нее законом обязанности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, признав их соответствующими закону и установленным по делу обстоятельствам на основании представленных сторонами доказательствах, указав, что Правилами подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, установлено право собственника получить технические условия на подключение к таким сетям строящегося или уже построенного объекта недвижимости. Истец же в иске ставит вопрос об обеспечении возможности подключения таких объектов к инженерным сетям.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статей 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о недостаточности шестимесячного срока с даты вступления в законную силу судебного решения для его исполнения, подлежат отклонению, поскольку доказательств того, что исполнение решение суда в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу невозможно, материалы дела не содержат. Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы кассационных жалоб сводятся к изложению обстоятельств дела, фактически направлены на переоценку доказательств. Эти доводы жалоб были предметом оценки и исследования судом апелляционной инстанции, в совокупности с иными доказательствами по делу, и мотивировано отклонены.
Суд кассационной инстанции правом переоценки собранных по делу доказательств не наделен и в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления (статья 379.6 часть 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения оспариваемых судебных актов, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом города Орска Оренбургской области и Администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи Р.В. Тароян
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.