Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" Алиева Ш. М. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан N 19-15.14/58 от 13 января 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 августа 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 21 октября 2020 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан N 19-15.14/58 от 13 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда
г. Махачкалы Республики Дагестан от 20 марта 2020 года, государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" (далее по тексту - ГБУ РД "Детская поликлиника N 1", медицинское учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере
2 500 рублей (5 % от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от
17 июня 2020 года решение судьи Советского районного суда
г. Махачкалы Республики Дагестан от 20 марта 2020 года отменено, дело возвращено в районный суд на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения жалобы временно исполняющей обязанности главного врача медицинского учреждения Абдулагаджиевой О.С. на постановление должностного лица решением судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 21 октября 2020 года, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГБУ РД "Детская поликлиника N 1" Алиев Ш.М. выражает несогласие с указанными актами, принятыми в отношении учреждения по данному делу об административном правонарушении, и ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Положениями статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В силу части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16 июля 1999 года
N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 19 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В структуру тарифа на оплату медицинской помощи входят поименованные в части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ расходы.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 12 сентября 2019 года N 423 в период с 18 сентября 2019 года по 16 октября 2019 года в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании за период с 01 января по 31 декабря 2018 года.
По результатам проверки выявлены нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании денежных средств обязательного медицинского страхования на сумму 50 000 рублей, полученных медицинским учреждением за оказание медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
20 декабря 2019 года по данному факту главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 13 января 2020 года N 19-15.14/58 медицинское учреждение привлечено к административной ответственности, установленной названной нормой.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении данного административного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что в нарушение статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункта 5 части 2 статьи 20 и части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ медицинское учреждение, поступившими в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования средствами, рассчиталось с обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтоматика" за поставку специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж, тем самым реализовав мероприятия Государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 года, утверждённой постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2016 года N 65. Вместе с тем, осуществление указанных расходов за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрено законодательством, поскольку территориальный фонд обязательного медицинского Республики Дагестан участником Государственной программы "Доступная среда" не является и реализация мероприятий указанной программы за счет средств обязательного медицинского страхования не допустима.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 декабря 2019 года (л.д. 39-41), актом проверки от
11 декабря 2019 года (л.д. 30-33), приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 12 сентября 2019 года N 423 о назначении плановой выездной проверки в ГБУ РД "Детской поликлинике N 1" (л.д. 72-74), договором N ДС/3-18 от 09 января 2018 года, заключенным между ГБУ РД "Детская поликлиника N 1" и обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтоматика" на поставку специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж
(л.д. 76-79), счетом на оплату N 3 от 11 января 2018 года (л.д. 80), актом N 3 от 11 января 2018 года (л.д. 81), актом сдачи-приемки товаров от
11 января 2018 года (л.д. 82) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о совершении медицинским учреждением административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выражая свое несогласие с принятыми актами заявитель жалобы указывает, что в структуру тарифа входят расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100000 рублей за единицу, и приобретение учреждением специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж на объекте заказчика относится именно к таким расходам, основаны на неверном толковании норм законодательства.
Согласно разделу IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Дагестан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от
28 декабря 2017 года N 305, тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются Тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, представителями страховых медицинских организаций, Дагестанской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Ассоциацией врачей, включенными в состав Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Дагестан.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.10 Тарифного соглашения от
15 декабря 2017 года на 2018 год в состав тарифов по оплате на оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы в Республике Дагестан, а также в состав компенсируемых за счет средств обязательного медицинского страхования затрат на оказание медицинской помощи не включены расходы по реализации мероприятий Государственных программ Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2016 года N 65 утверждена государственная программа Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016-2018 годы, целью и задачей которой, помимо прочего повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Дагестан; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к реализации мероприятий по организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, культуры и искусства, транспортной инфраструктуры, информации и связи, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Таким образом, поставка специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж относится к мероприятиям Государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 года, утверждённой постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2016 года
N 65, осуществление которой за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрено, поскольку территориальный фонд обязательного медицинского Республики Дагестан участником данной программы "Доступная среда" не является.
Утверждение жалобы, что ранее Управлением Федерального казначейства проводилась выездная проверка учреждения за период 2016 - 2018 года на основании приказа N 43-О от 18 марта 2019 года и факт нецелевого расходования средств не был выявлен не свидетельствует об отсутствии в действиях медицинского учреждения состава вмененного административного правонарушения.
Иные доводы жалобы, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан N 19-15.14/58 от 13 января 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 августа 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 21 октября 2020 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1"
Алиева Ш. М. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Антонова Г.М.
судья Верховного Суда Республики Дагестан Гончаров И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.