Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 22 января 2021 года) жалобу Газимагомедовой У.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 июля 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении Газимагомедовой У.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 7 октября 2020 года, Газимагомедова У.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Газимагомедова У.А. просит отменить постановленные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза урегулированы особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
Согласно пункту 7 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с главой 37 указанного Кодекса к товарам для личного пользования, положения этой главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами указанного Кодекса.
Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, в числе иного, установлены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (приложение N1).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
При этом необходимо иметь в виду, что количественные характеристики товаров и частота пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес, дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, к полномочиям которой также отнесено формирование на основании актов, входящих в право Союза, устанавливающих запреты и ограничения, сводного перечня товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Союза подлежат соблюдению запреты и ограничения, размещаемого на официальном сайте Союза в сети Интернет (пункты 5 и 9 статьи 256 Таможенного кодекса).
Из пунктов 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 этого Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено указанным Кодексом.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, в числе прочего, что частью 1 статьи 16.2 этого Кодекса установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Из материалов дела следует, что 22 января 2020 года примерно в 2 часа 22 минуты при проведении таможенных операций и таможенного контроля международного авиарейса N "данные изъяты" "Стамбул (Турция) - Минеральные Воды", в постоянной зоне таможенного контроля, в зале прилета международного сектора аэропорта г. Минеральные Воды, было установлено, что гражданка Российской Федерации Газимагомедова У.А, прилетевшая указанным авиарейсом, при прохождении таможенного контроля, воспользовавшись системой двойного коридора при прохождении таможенного контроля, следовала "зеленым" коридорам через зону таможенного контроля зала прилета, а именно: пересекла линию таможенного контроля зеленого цвета без предъявления таможенному органу декларации. В зоне таможенного оформления при проверке ручной клади Газимагомедовой У.А. было установлено, что в сопровождаемом багаже находится однородный товар.
Согласно акту таможенного досмотра от 22 января 2020 года Газимагомедовой У.А. к досмотру был предъявлен багаж из 2 мест весом 45 кг, в котором находились:
- женские кофты трикотажные черного цвета на пуговицах с длинным рукавом с надписью на ярлыке "данные изъяты", производство: "данные изъяты", состав: 100 % AKRILIK; размер: 3, 4 - 2 шт, всего 3 шт, общая масса 2, 97 кг;
- мужские кофты с длинным рукавом в ассортименте разных цветов, с надписью на ярлыке " "данные изъяты"", состав: 100% COTTON, производство: "данные изъяты", размер: XXL - 4 шт, XL - 7 шт, 4XL - 1 шт, M - 1 шт, L - 3 шт, всего - 16 шт, общая масса - 5, 29 кг;
- трикотажные платья черного цвета со стразами и металлическими пуговицами надписью на ярлыке " "данные изъяты"", состав: 30% wool, 70% acrylik, производство: "данные изъяты", размер: 44 - 2 шт, 46 - 2 шт, 48 - 2 шт, 50 - 2 шт, всего - 8 шт, общая масса - 6, 81 кг;
- юбки велюровые женские в пол черного цвета со стразами и рисунком в виде цветов с надписью на ярлыке " "данные изъяты"", состав отсутствует, страна происхождения Турция, размер: 44, 46, 48, 50, всего - 4 шт, общая масса - 1, 77 кг;
- юбки женские черного цвета со стразами с надписью на ярлыке " "данные изъяты"", состав отсутствует, страна происхождения Турция, размер: 44, 46, 48, 50, всего - 4 шт, общая масса - 1, 38 кг;
- джемперы мужские черного цвета с длинным рукавом, с надписью на ярлыке " "данные изъяты"", состав: 50 % акрил, 50 % коттон, страна происхождения Турция, размер: XL, L, всего - 2 шт, общая масса - 1, 57 кг;
- женские короткие лосины черного цвета со вставками в виде цветов и стразами с надписью на ярлыке " "данные изъяты"", состав: 92 % вискоза, 8 % эластан, страна происхождения Турция, размер: S, М, XL, L, всего - 4 шт, общая масса - 0, 73 кг;
- женские длинные лосины черного цвета со вставками в виде цветов и стразами с надписью на ярлыке " "данные изъяты"", состав: 92% вискоза, 8 % эластан, страна происхождения Турция, размер: М, XL, L, XXL, всего - 4 шт, общая масса - 0, 87 кг;
- женские платья в пол на молнии со стразами в ассортименте, разных цветов, надписью на ярлыке " "данные изъяты"", состав отсутствует, страна происхождения Турция, размер: 5-3 шт, 4 - 1 шт, 8-1 шт, 9 - 1 шт, всего - 6 шт, общая масса - 3, 12 кг.
Общая масса товара без упаковки - 25 кг.
Согласно заключению экспертизы от 20 февраля 2020 года N рыночная стоимость партии товара - предметов мужской и женской одежды, общим количеством 51 штука, изъятых по протоколу изъятия вещей и документов от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении N, по состоянию на 22 января 2020 года составила 79 166 рублей 59 копеек.
Согласно решению таможенного инспектора от 22 января 2020 года N вышеуказанные товары, перемещаемые Газимагомедовой У.А. через таможенную границу ЕАЭС, не отнесены к товарам для личного пользования.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения Газимагомедовой У.А. к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность Газимагомедовой У.А. подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании суда первой инстанции доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22 января 2020 года (том 1 л.д. 1-7);
- протоколом изъятия вещей и документов от 22 января 2020 года (том 1 л.д. 8-11);
- письменными объяснениями Газимагомедовой У.А. от 22 января 2020 года, 3 февраля 2020 года, 27 апреля 2020 года, в которых она признает вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и указывает, что не знает порядок декларирования товара (том 1 л.д. 14-15, 62-65, 200-203);
- актом таможенного досмотра (таможенного осмотра) от 22 января 2020 года с фотоснимками (том 1 л.д. 20-25);
- решением таможенного инспектора N от 22 января 2020 года, согласно которому товар, привезенный Газимагомедовой У.А, не относится к товарам для личного потребления (том 1 л.д. 26-27);
- актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Минераловодской таможне от 22 января 2020 года (том 1 л.д. 28-29);
- заключением эксперта от 20 февраля 2020 года N, согласно которому рыночная стоимость партии товара - предметов мужской и женской одежды, общим количеством 51 штука, изъятых по протоколу изъятия вещей и документов от 22 января 2020 года по делу N, по состоянию на 22 января 2020 года составила 79166 рублей 59 копеек (том 1 л.д. 98-114);
- письменным объяснением старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни Магомадова А.Х-Б. (том 1 л.д. 131-135);
- заключением эксперта от 21 февраля 2020 года N, согласно которому рыночная стоимость партии товара - предметов женской одежды, общим количеством 32 штука, изъятого по протоколу изъятия вещей и документов от 22 января 2020 года по делу N, по состоянию на 22 января 2020 года составила 67270 рублей 01 копейка (том 1 л.д. 182-186);
- протоколом об административном правонарушении от 27 апреля 2020 года, в котором изложены обстоятельства совершения правонарушения Газимагомедовой У.А. (том 1 л.д. 204-213);
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Минеральные Воды и Минераловодского района от 25 мая 2020 года, вступившим в законную силу 24 июня 2020 года, согласно которому Газимагомедова У.А. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 2 л.д. 55-59);
иными материалами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанным доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах действия Газимагомедовой У.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответствующие выводы судьи городского суда правомерно были поддержаны судьей Ставропольского краевого суда.
Довод жалобы о том, что товар, привезенный Газимагомедовой У.А, был предназначен для личного пользования, являлся предметом исследования нижестоящих судебных инстанций и обоснованно опровергнут представленными материалами с учетом количества ввозимых однородных товаров (лишь разных размеров) и характера их упаковки, свидетельствующих о явном превышении обычной потребности физического лица и членов его семьи.
Изложенное в жалобе утверждение о том, что Газимагомедова У.А. не знала о процедуре декларирования товара, о чем также ею были даны пояснения при составлении протокола об административном правонарушении, не освобождает лицо от административной ответственности, предусмотренной названной нормой, поскольку факт пересечения государственной границы Российской Федерации возлагает на любое лицо обязанность по соблюдению предусмотренных законом таможенных процедур и правил.
К суждению в жалобе о незаконности проведенной экспертизы и оценки товара следует отнестись критично, поскольку заключение эксперта соответствует требованиям статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведена соответствующим экспертом.
Довод жалобы о том, что Газимагомедова У.А. была привлечена к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о повторном ее привлечении к административной ответственности в отношении того же события и по тем же обстоятельствам, поскольку часть 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует самостоятельный состав административно-наказуемого деяния.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судов, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Административное наказание назначено Газимагомедовой У.А. в пределах санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Газимагомедовой У.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 июля 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 07 октября 2020 года, вынесенные в отношении Газимагомедовой У.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Газимагомедовой У.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
судья городского суда Драчева О.С.
судья Ставропольского краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.