Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К. и Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 25 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптовик" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Оптовик" (далее - ООО "Оптовик", Общество), обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:67 площадью 61905 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 42 223 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 г. В обоснование заявленных требований указано на то, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка, который находится в пользовании Общества на основании договора аренды, в размере 121 354 228 рублей 65 копеек, установленная по состоянию на 1 января 2015 г, значительно превышает его рыночную стоимость, тем самым нарушает права административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение арендной платы, исчисляемой на основании его кадастровой стоимости. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю N 4170 от 13 ноября 2019 г. заявление Общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости отклонено.
Решением Ставропольского краевого суда от 25 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 г, заявленное ООО "Оптовик" требование к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра по Ставропольскому краю) удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 61905 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: под производственной базой, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 43 484 000 рублей. В удовлетворении административного иска ООО "Оптовик" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федерльной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю отказано. Указано, что заявление административного истца поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 31 октября 2019 г.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 30 декабря 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18 января 2021 г, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов кассационной жалобы ООО "Оптовик" представило письменные возражения, в которых предлагается оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлено.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 22 марта 2010 г. N 8087, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственной базой и дорогой общего пользования, площадью 61 905+/-87 кв.м; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 г. и утверждена приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1380 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки населенных пунктов в Ставропольском крае" в размере 121 354 228 рублей 65 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 19 декабря 2015 г.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, от 13 ноября 2019 г. N 4170 заявление ООО "Оптовик" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объекта назначена судебная оценочная экспертиза, которая проведена экспертом ООО ОК "Эксперт" ФИО2 Согласно подготовленному им заключению от 19 марта 2020 г. N 015-20-ОК рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 г. составила 43 484 000 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что административный истце, будучи арендатором спорного земельного участка, является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости, а также исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 245, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО "Оптовик" об установлении кадастровой стоимости находящегося в его пользовании земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 43 484 000 рублей.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного земельного участка.
Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Изложенные в жалобе доводы относительно несогласия с результатом судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами первой и апелляционной инстанций экспертного заключения, в том числе в части правильности применения сравнительного подхода к определению рыночной стоимости земельного участка, административными ответчиками ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлялись.
Не были представлены административными ответчиками, а также комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, обратившимся с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, при рассмотрении дела доказательства, подтверждающие, что запрашиваемая рыночная стоимость земельного участка несопоставима с реальными рыночными ценами на территории г. Ставрополя для земельных участков с аналогичным видом использования.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя не находит.
При передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением от 19 января 2021 г. исполнение решения Ставропольского краевого суда от 25 мая 2020 г. по настоящему административному делу было приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции, по результатам которого в удовлетворении кассационной жалобы отказано, судебный акт, исполнение которого было приостановлено, оставлен без изменения, приостановление исполнения решения Ставропольского краевого суда от 25 мая 2020 г. подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 25 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Ставропольского краевого суда от 25 мая 2020 г. по настоящему административному делу отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.