Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К.
Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу с дополнениями к ней Регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2020 г.
по административному делу по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия о ликвидации Регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа".
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения представителей Регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" Оздоева М.Б-А, Ахильгова Ч.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия обратилось в суд с административным иском о ликвидации Регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц по основаниям статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а именно, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, а также осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов.
В обоснование требований указано, что в результате проверки, которая проводилась Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия на основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 17 декабря 2018 г, были выявлены нарушения положений законодательства:
- отдельные положения устава движения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в уставе не определен порядок принятия решений его органом, в положениях устава о порядке избрания председателя движения (пунктах 4.18 и 4.8 устава) усматриваются внутренние противоречия;
- пункты 2.3, 6.4, 6.8 устава регулируют порядок осуществления движением предпринимательской деятельности, что не соответствует положениям пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- используемый движением юридический адрес не соответствует требованиям законодательства, поскольку является жилым помещением, кроме того, в ходе выездной проверки установлено, что юридическое лицо по данному адресу не располагается;
- в представленном 16 января 2019 г. отчете о деятельности движения за 2018 год указаны недостоверные сведения о новом адресе движения: "адрес"
- движением не опубликованы отчеты о деятельности за 2016-2018 годы; символика движения не соответствует предъявляемым законом требованиям, поскольку на официальном сайте движения размещено графическое изображение символики движения, содержащее по окружности 11 дополнительных малых символов, значение которых в уставе не описано, один из указанных элементов представляет собой солярный знак, схожий до степени смешения с нацистской символикой, публичное демонстрирование которой запрещено статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов";
- в деятельности движения выявлены нарушения Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", выразившиеся в размещении 8 января 2019 г. на официальном сайте информационного материала "Геополитика осетинского национализма", включившего в себя документ со сведениями, относящимися к государственной тайне;
- в деятельности движения установлены неоднократные факты вмешательства в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, а именно 13 декабря 2018 г. движением инициировано проведение 15 декабря 2018 г. заседания "шариатского суда", при проведении которого в целях выявления волеизъявления каждого депутата народного Собрания Республики Ингушетия при процедуре тайного голосования по вопросу утверждения 4 октября 2018 г. Закона Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" движением грубо нарушены положения законодательства Российской Федерации, а именно, допущено неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов и должностных лиц по вопросу, не относящемуся к компетенции общественного объединения, выходящему за рамки уставных целей его деятельности; оказано неправомерное давление на депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия в целях склонения к нарушению установленных для них ограничений и запретов, совместно с "Координационным центром мусульман Республики Ингушетия", Духовным центром мусульман Республики Ингушетия (Муфтиятом Ингушетии) оказано неправомерное влияние на принимаемые депутатами решения в зависимости от их вероисповедания и принадлежности к общественному объединению; движением публично заявлено о намерении продолжать указанную противоправную деятельность посредством "усиления мер общественного воздействия на депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия по отмене антинародного Закона об утверждении Соглашения", что подтверждается содержанием пресс-конференции от 8 декабря 2018 г. с участием представителя движения Ужахова М.М.;
- в деятельности движения выявлены нарушения требований статьи 81 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", выражающиеся в воспрепятствовании исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 44-П, которым Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой признано не противоречащим Конституции Российской Федерации и установлено, что референдум в Ингушетии не является необходимым при установлении границы с соседней республикой. Движением совместно с иными лицами и объединениями организована деятельность по воспрепятствованию указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации путем осуществления политической деятельности, направленной на формирование в ингушском обществе мнения о незаконности указанного решения, а также введения в заблуждение участников движения и иных лиц о возможности противодействовать решению суда якобы законными способами.
По результатам проверки управлением составлен акт от 12 февраля 2019 г, Президиуму движения внесено представление от 19 февраля 2019 г. с указанием срока исправления выявленных нарушений до 19 апреля 2019 г. Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 22 мая 2019 г. административное исковое заявление движения об оспаривании указанного представления оставлено без удовлетворения.
На официальном сайте движения 8 мая 2019 г. размещено видео и текстовое обращение Совета тейпов к депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия по вопросу отчуждения Пригородного района и других земель в пользу Северной Осетии. Содержание указанного обращения нарушает положения статей 17 и 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", не допускающих вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, и обязывающих общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации; положения законодательства о свободе депутата. Содержащиеся в обращении заявления имеют признаки экстремистской деятельности, выраженной в публичных призывах к нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности или отношения к религии.
В связи с указанными нарушениями 22 мая 2019 г. административным истцом в адрес Президиума движения вынесено предупреждение с указанием срока устранения нарушений до 22 июля 2019 г. Предупреждение в установленных срок не обжаловано, информация об устранении нарушений закона в адрес административного истца не поступила, в связи с чем в отношении движения был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленных срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор. Постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Республики Ингушетия от 3 октября 2019 г. движение привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 10 000 зуб. Кроме того, в содержании обращения движения к депутатам народного Собрания Республики Ингушетия выявлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (злоупотребление свободой массовой информации), в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Республики Ингушетия от 29 июля 2019 г. и.о. председателя движения Даскиев М.О. признан виновным и оштрафован на 15 000 руб.
Поскольку ответчиком не представлена информация об устранении указанных в представлении нарушений, 22 мая 2019 г. Управлением принято решение о приостановлении деятельности движения сроком на три месяца.
В период приостановления деятельности движением допущены новые нарушения законодательства, в виде незаконной предвыборной агитации в выборах в органы местного самоуправления Республики Ингушетия в форме размещения 20 и 21 августа 2019 г. на интернет-сайте "Форнтанга.оrg" публичного заявления движения от 13 августа 2019 г, призывающее всех жителей Республики Ингушетия к "полному бойкоту данных выборов и отказу от участия в любых избирательных процедурах". Указанное нарушение относится к грубым нарушениям законодательства, послужило основанием для вынесения в адрес президиума движения 22 августа 2019 г. письменного предупреждения с указанием срока устранения нарушений требований законодательства до 23 сентября 2019 г.
В связи с вынесением указанного предупреждения административным истцом принято решение о продлении срока приостановления деятельности движения до 25 сентября 2019 г. Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в адрес административного истца не направлены.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2020 г, Региональное общественное движение Ингушетии "Совет тейпов Ингушского народа" ликвидировано со дня вступления решения суда в законную силу с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В кассационной жалобе Регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов Ингушского народа", поданной через суд первой инстанции 23 декабря 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 11 января 2021 г, ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, принятии нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы с дополнениями, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 24 октября 2016 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа".
На основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 17 декабря 2018 г, вынесенного по результатам распространения в сети Интернет сведений об оказании членами Регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа" давления на депутатов, 11 января 2019 г. начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации п Республике Ингушетия вынесено распоряжение о проведение внеплановой выездной проверки указанной общественной организации, в адрес организации направлено уведомление о проведении проверки. По результатам проверки составлен акт от 12 февраля 2019 г. с указанием на выявленные нарушения законодательства в деятельности организации.
К числу недостатков, выявленных в ходе проверки общественного движения государственным органом отнесены следующие нарушения, указанные в том числе в качестве оснований для ликвидации общественного движения:
- несоответствие отдельных положений устава движения требованиям законодательства Российской Федерации, в уставе не определен порядок принятия решений его органом, в положениях устава о порядке избрания председателя движения (пунктах 4.18 и 4.8 устава) усматриваются внутренние противоречия;
- пункты 2.3, 6.4, 6.8 устава регулируют порядок осуществления движением предпринимательской деятельности, что не соответствует положениям пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации; используемый движением юридический адрес не соответствует требованиям законодательства, поскольку является жилым помещением, кроме того, в ходе выездной проверки установлено, что юридическое лицо по данному адресу не располагается;
- в представленном 16 января 2019 г. отчете о деятельности движения за 2018 год указаны недостоверные сведения о новом адресе движения: г. Назрань, проспект И. Базоркина, д. 8 "Б";
- движением не опубликованы отчеты о деятельности за 2016-2018 годы;
- символика движения не соответствует предъявляемым законом требованиям, поскольку на официальном сайте движения размещено графическое изображение символики движения, содержащее по окружности 11 дополнительных малых символов, значение которых в уставе не описано, один из указанных элементов представляет собой солярный знак, схожий до степени смешения с нацистской символикой, публичное демонстрирование которой запрещено статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов";
- в деятельности движения выявлены нарушения Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", выразившиеся в размещении 8 января 2019 г. на официальном сайте информационного материала "Геополитика осетинского национализма", включившего в себя документ со сведениями, относящимися к государственной тайне; в деятельности движения установлены неоднократные факты вмешательства в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, а именно 13 декабря 2018 г. движением инициировано проведение 15 декабря 2018 г. заседания "шариатского суда", при проведении которого в целях выявления волеизъявления каждого депутата народного Собрания Республики Ингушетия при процедуре тайного голосования по вопросу утверждения 4 октября 2018 г. Закона Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" движением грубо нарушены положения законодательства Российской Федерации, а именно, допущено неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов и должностных лиц по вопросу, не относящемуся к компетенции общественного объединения, выходящему за рамки уставных целей его деятельности;
- оказано неправомерное давление на депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия в целях склонения к нарушению установленных для них ограничений и запретов, совместно с "Координационным центром мусульман Республики Ингушетия", Духовным центром мусульман Республики Ингушетия (Муфтиятом Ингушетии) оказано неправомерное влияние на принимаемые депутатами решения в зависимости от их вероисповедания и принадлежности к общественному объединению;
- движением публично заявлено о намерении продолжать указанную противоправную деятельность посредством "усиления мер общественного воздействия на депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия по отмене антинародного Закона об утверждении Соглашения", что подтверждается содержанием пресс-конференции от 8 декабря 2018 г. с участием представителя движения Ужахова М.М.; в деятельности движения выявлены нарушения требований статьи 81 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", выражающиеся в воспрепятствовании исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 44-П, которым Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой признано не противоречащим Конституции Российской Федерации и установлено, что референдум в Ингушетии не является необходимым при установлении границы с соседней республикой. Движением совместно с иными лицами и объединениями организована деятельность по воспрепятствованию указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации путем осуществления политической деятельности, направленной на формирование в ингушском обществе мнения о незаконности указанного решения, а также введения в заблуждение участников движения и иных лиц о возможности противодействовать решению суда якобы законными способами.
При этом действия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия по проведению вышеуказанной проверки являлись предметом оспаривания в суде. Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 22 мая 2019 г. Региональному общественному движению "Совет тейпов ингушского народа" отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий по проведению внеплановой проверки деятельности и вынесению представления об устранении выявленных нарушений. В рамках указанного дела судом установлено, что проверка в отношении общественной организации проведена в соответствии с положениями закона. Суд также указал на наличие фактических оснований для вынесения в адрес административного ответчика представления и на соответствие положениям закона указанных действий государственного органа.
19 февраля 2019 г. в адрес Президиума общественного движения вынесено представление о необходимости устранения выявленных нарушений положений закона с предоставлением срока устранения недостатков до 19 апреля 2019 г, копия казанного документа получена административным ответчиком 25 февраля 2019 г.
Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия от 22 мая 2019 г. N 95-р деятельность общественного объединения была приостановлена на три месяца на основании положений части 2 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ввиду неустранения недостатков, указанных в представлении от 19 февраля 2019 г.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что административным ответчиком нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки, были устранены частично, а именно: осуществлен перевод жилого помещения по месту регистрации организации в нежилое, предоставлены отчеты о продолжении деятельности за 2016 - 2018 г.г.; иные нарушения устранены не были, при этом они носили грубый противоправный характер.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что правомерность проверочных мероприятий в отношении Регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа" была подтверждена вступившим в законную силу судебным актом, результаты проверки и выявленные в ходе ее проведения нарушения, изложенные в акте от 12 февраля 2019 г, не были опровергнуты Региональным общественным движением "Совет тейпов ингушского народа", предпринятые с его стороны действия по устранению перечисленных нарушений совершены за пределами предоставленного срока и являются недостаточными для констатации факта их полного устранения, в период после проведения проверки допущены новые грубые нарушения закона.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", суды установили тождественность оснований для приостановления деятельности, указанных в распоряжении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия, и обстоятельств, названных в представлении об устранении выявленных нарушений закона. В связи с тем, что в административном иске уполномоченным органом было указано на несколько оснований для ликвидации Регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа", обоснованность каждого из них была проверена судами и подтверждена с учетом правильной оценки доказательств, имеющихся в материалах дела.
Так, доводы об устранении несоответствий отдельных положений Устава движения требованиям законодательства Российской Федерации опровергнуты в ходе рассмотрения административного дела, с учетом того обстоятельства, что 25 июля 2019 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия отказано в государственной регистрации изменений в учредительные документы общественной организации по мотиву несоответствия представленных документов положениям закона. Доводы административного ответчика о том, что в существующей редакции Устав был принят государственным органом при регистрации юридического лица и о том, что отказ в государственной регистрации изменений был получен по почте не представителем Движения, а иным лицом, обоснованно отклонены судами, в дальнейшем после получения информации о принятом государственным органом решении, меры по устранению недостатков в учредительных документах не приняты.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами было отказано в приобщении письма АО "Почта России", подтверждающего некачественное оказание услуг почтовой связи по доставке корреспонденции, подлежат отклонению, поскольку из протокола судебного заседания суда апелляционной интонации от 29 июля 2020 г. следует, что само письмо суду апелляционной инстанции в ходе разрешения ходатайства для приобщения представлено не было, в связи с чем ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, невозможность предоставления которых суду первой инстанции не была обоснована заявителем, а также об отложении судебного заседания в связи с отсутствием для этого предусмотренных процессуальным законом оснований, оставлены без удовлетворения.
Судами первой и апелляционной инстанций также принято во внимание, что устранение недостатков в виде несоответствия помещения, по которому находится организация, положениям закона, а также в виде отсутствия отчетов о деятельности за 2016 - 2018 г.г. осуществлено административным ответчиком за пределами установленного государственным органом срока для их устранения, при этом причины несвоевременного устранения вышеуказанных недостатков, на которые ссылался представитель Регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа", обоснованно оценены судебными инстанциями как неуважительные.
В части доводов заявителя жалобы об устранении такого нарушения как размещение видеообращения к депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия по вопросу отчуждения Пригородного района и других ингушских земель со ссылкой на удаление соответствующей информации из сети Интернет, судами было указано на то, что само по себе удаление такой информации из общедоступного источника не свидетельствует об устранении нарушения по следующим основаниям.
Проанализировав содержание вышеуказанного обращения к депутатам, полный текст которого имеется в материалах дела, суды, давая правовую квалификацию допущенных нарушений указали о нарушении Региональным общественным движением "Совет тейпов ингушского народа" положений статей 17 и 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", которые выразились во вмешательстве в деятельность органа представительного органа субъекта Российской Федерации, а доводы административного ответчика, что такое обращение следует расценивать как взаимодействие и форму общественного контроля за деятельностью государственного органа, были отклонены как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В связи с вышеуказанным доводы жалобы о том, что судами не дана оценка письму депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, из которого следует, что указанные в письме депутаты самостоятельно приняли приглашение граждан провести встречу с избирателями в Духовном центре мусульман Ингушетии с целью ответить на волнующие жителей республики вопросы об установлении границ Республики Ингушетия, подлежит отклонению.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
С учетом содержания обращения к депутатам от 8 мая 2019 г. судебная коллегия соглашается с изложенными в обжалуемых судебных актах выводами о том, что по своему характеру допущенное нарушение является грубым нарушением закона, соразмерным которому является ликвидация юридического лица, когда нет иных юридических возможностей защиты нарушенных интересов общества и государства.
Кроме того, 20 и 21 августа 2019 г. в период приостановления деятельности общественной организации на основании распоряжения управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия от 22 мая 2019 г. Региональным общественным движением "Совет тейпов ингушского народа" в сети Интернет было размещено публичное заявление, призывающее "всех жителей республики Ингушетия к полному бойкоту данных выборов и отказу от участия в любых избирательных процедурах". По данному факту в адрес общественной организации административным истцом было вынесено предупреждение от 22 августа 2019 г. с указанием на то, что общественная организация в период приостановления деятельности принимает участие в выборах в органы местного самоуправления в форме незаконной предвыборной агитации, что является грубым нарушением положений закона.
Возражая против требований в указанной части, сторона административного ответчика ссылалась на распространение указанной информации иной общественной организацией, не зарегистрированной в качестве юридического лица, - Советом тейпов Республики Ингушетия. Судом указанные доводы были проверены и обоснованно отклонены, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что деятельность указанных объединений фактически идентична (организации имеют одних и тех же руководителей, используют одну и ту же символику, обращение от имени Совета тейпов Республики Ингушетия осуществляется на фоне плаката с логотипом Регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа").
Доводы Регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа" о недопустимости письма УСФБ по Республике Ингушетия от 6 февраля 2020 г, были предметом проверки суда апелляционной интонации и обоснованно им отклонены, поскольку оснований полагать, что указанный документ является недопустимым доказательством по делу, не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ответчика признаков незаконной предвыборной агитации также были предметом исследования суда апелляционной инстанции, действия административного ответчика, призывавшего в период приостановления деятельности к бойкоту выборов в органы местного самоуправления, по сути, расценены как отрицание фундаментальных демократических принципов, прав и свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, что также правильно расценено как грубое нарушение положений закона как Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия, так и судами.
Приведенные заявителями жалобы доводы о нарушении статьи 11 Европейской конвенции о правах человека, предусматривающей право каждого на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, подлежат отклонению, поскольку с учетом установленных судами грубых нарушений закона со стороны Регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа", вышеуказанное право на объединение могло быть ограничено по основанию, предусмотренному законом, и необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка.
Приведенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней доводы о процессуальных нарушениях, допущенных судами при рассмотрении административного дела, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ссылка заявителя жалобы на отсутствие определения суда о привлечении прокуратуры Республики Ингушетия к участию в административном деле не состоятельна, так как указанное лицо принимало участие в деле в качестве заинтересованного лица, о чем прямо указано в административном исковом заявлении. Ссылка на необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайства об отложении судебного заседания в связи с необходимостью разрешения вопроса о примирении сторон, а также о назначении психолого-лингвистической экспертизы также не состоятельна, поскольку указанные ходатайства мотивированно разрешены судом. Ссылка на то обстоятельство, что к участию в деле не был привлечен в качестве заинтересованного лица Совет тейпов Республики Ингушетия, отмены постановленных судебных актов не влечет, поскольку обжалуемыми судебными актами вопрос о правах и обязанностей указанного Совета тейпов Республики Ингушетия не разрешен.
Доводы заявителя кассационной жалобы и дополнений к ней о том, что проведенная административным истцом проверка была основана на незаконном требовании прокуратуры, подлежит отклонению, поскольку действия Управления Министерства юстиции России по Республике Ингушетия по проведению проверки были предметом административного иска Регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа", которому в удовлетворении данного требования вступившим в законную силу решением суда было отказано.
Иные доводы, которые влекут отмену обжалуемых судебных актов либо могли бы свидетельствовать об ошибочных выводах судов первой и апелляционной инстанций, в кассационной жалобе не приведены. При таком положении судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба с дополнениями - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу с дополнениями к ней Регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 февраля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.