Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Баранова Г.В, судей Гайдарова М. Б, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Курска от 29 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 16 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Курской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия
установила:
Семенихин М.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Курской области об оспаривании решения от 15 октября 2019 года N 46/003/001/2019-1252 о приостановлении регистрационных действий и об отказе в регистрации права от 15 января 2020 года N 46/003/001/2019-1252.
Требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит 10/666 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 3598000 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", Любостанский сельсовет, который были выделен им в порядке, предусмотренном законном и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, а потому отказ в регистрации права собственности на этот участок является незаконным, в связи с чем, просил обязать Управление Росреестра зарегистрировать за ним право собственности на указанный участок.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 29 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 16 сентября 2020 года, в удовлетворении административного отказано.
В кассационной жалобе, поданной Семенихиным М.Д. 09 декабря 2020 года, поступившей в Первый кассационный суд 23 декабря 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, не возражали относительно рассмотрения кассационной жалобы без их участия. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы административного истца.
Судебные акты сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
Учитывая данные конституционные предписания, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Судами при рассмотрении дела установлено, что с 20 сентября 2011 года ООО "Курск-Агро" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 359800 кв. м. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства расположенного по адресу: "адрес", Любостанский сельсовет на основании договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя, зарегистрированный 02 марта 2012 года регистрационный N 46-46-03/001/2012-109 и договора передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 15 сентября 2015 года номер регистрации 46-46/003-46/003/010/2016-784/1 от 24 марта 2016 года.
Семенихин М.Д. является собственником 10/666 долей земельного участка с кадастровым номером N
15 мая 2016 года Семенихиным М.Д. принято решение о выделе земельного участка площадью 54024 кв.м в счет принадлежащей ему земельной доли размером 10/666 долей земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 359800 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства расположенного по адресу: "адрес", Любостанский сельсовет.
23 августа 2016 года ООО "Курск-Агро" направило в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области" и кадастровому инженеру Корытько Т.Н. возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка согласно проект межевания выделяемого из исходного земельного участка, земельного участка с кадастровым номером N, о чем в ЕГРН имеется информация.
28 августа 2016 года утверждены границы образованного земельного участка и 07 ноября 2016 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, о чем имеется запись в ЕГРН с указанием на его образование из земельного участка с кадастровым номером N
03 октября 2019 года Семенихин М.Д. в лице представителя Лукина А.М. обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N приобщив к заявлению: квитанцию об уплате государственной пошлины, доверенность, проект межевания от 15 мая 2016 года.
15 октября 2019 года государственная регистрация прав на основании пункта 5, пункта 24 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) приостановлена до 14 января 2020 года ввиду отсутствия согласия арендатора на образование земельного участка, возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка не урегулированы, не представлена доверенность от 20 июня 2016 года, наделяющая полномочиями представителя Семенихина М.Д. - Семенихина С.М. на передоверие иным лицам, полномочий по представлению интересов Семенихина С.М.
15 января 2020 года Управлением Росреестра по Курской области принято решение об отказе административному истцу в государственной регистрации прав на земельный участок на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ ввиду не устранения причин вызвавших приостановление регистрационных действий.
Рассматривая дело и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решения Управления Росреестра по Курской области о приостановлении государственной регистрации и об отказе в осуществлении государственной регистрации приняты уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции, в соответствии с действующим законодательством, не нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку послужившие для приостановления государственной регистрации основания не изменились и не отпали, а кроме того Семенихин М.Д. при заключении договора аренды ООО "Курск-Агро" не высказывал своих возражений против его заключения в целом или отдельных условий, в связи с чем, лишен был права осуществлять выдел долей без согласия арендатора.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласится с вышеуказанными выводами, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на правильном применении норм действующего законодательства.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В соответствии со статьей 13.1 названного Федерального закона проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает (часть 1). Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3).
Эти требования утверждены приказом Минэкономразвития России от 03 августа 2011 года N 388.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В частности, в соответствии с пунктом 5, пунктом 24 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; в орган регистрации прав поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений.
Кроме того, согласно подпункта 2 пункта 6 статьи 47 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, является документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены в том числе, заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Фактическим основанием для приостановления государственной регистрации права явилось предоставлении доверенности, наделяющей Семенихина С.М. правом передоверия полномочий указанных в доверенности от 20 июня 2016 года, выданной на его имя Семенихина М.Л, поскольку при обращении Лукина А.М. 03 октября 2019 года предоставлена доверенность от 25 сентября 2019 года, выданная ему Семенихиным С.М. в порядке передоверия, что не позволяло регистратору проверить наличие у представителя Семенихина М.Л. - Лукина А.М. полномочий на обращение с заявление о регистрации прав собственности на земельный участок с кадастровым номером N; изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускается; в орган регистрации поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учете и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Общие правила и условия образования земельных участков определены в пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которого земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении, земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях: 1) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образования земельных участков в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте сельскохозяйственных земель).
В силу положений пункта 1 статьи 12 Закона об обороте сельскохозяйственных земель в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных этой статьей, а также статьями 13 и 14 данного закона.
Пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте сельскохозяйственных земель предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 (пункт 2).
Пунктом 5 статьи 14 Закона об обороте сельскохозяйственных земель установлено, что участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 данного закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения пункта 5 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обеспечивают с учетом специфики этой сферы земельных и имущественных отношений необходимый баланс интересов всех участников долевой собственности, а также арендаторов земельных участков; эти положения находятся в системном единстве с общим правилом, предусмотренным пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, о необходимости при образовании земельных участков получить согласие арендаторов, которое обеспечивает защиту прав указанных лиц и соответствует требованиям статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от 16 июля 2013 года N 1196-О, от 29 января 2015 года N 162-О, от 21 мая 2015 года N 1197-О и от 25 февраля 2016 года N 348-О).
Вышеперечисленные нормы закона и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации были учтены судами при рассмотрении данного дела, что свидетельствует о правильном применении норм материального права.
Исходя из вышеперечисленных норм действующего законодательства право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех остальных случаях выдел земельного участка из арендованного земельного участка не может осуществляться без согласия арендатора.
В рассматриваемом случае административный истец против заключения договора аренды земельного участка не возражал, в связи с чем, выдел земельных долей, обремененных правом аренды, не может осуществляться без согласия арендатора ООО "Курск-Агро".
Судебная коллегия кассационного суда констатирует, что по доводам кассационной жалобы не имеется оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов судебных инстанций, которые исчерпывающе мотивированы, основаны на юридически значимых обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки и тщательного анализа совокупности представленных доказательств, и не противоречат нормам примененных законов, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы с иным толкованием положений законодательства об исполнительном производстве не подтверждают неправильного применения судебными инстанциями норм материального или процессуального права, лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 29 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 16 июня 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.