Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2021 года гражданское дело по иску Квитченко Андрея Михайловича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Саратовской области" о признании права на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Саратовской области"
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 сентября 2020 года по гражданскому делу N 33-5823/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, представителя истца Квитченко А.М. - Куракиной А.А, действующей на основании ордера, поддержавшей доводы кассационной жалобы, установила:
Квитченко А.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Саратовской области" (далее по тексту -ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области") о признании права на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 16 июня 2020 года исковые требования Квитченко А.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 сентября 2020 года решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 16 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым за Квитченко А.М. признано право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области" ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие оснований для признания за истцом права на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, ввиду отсутствия требуемого стажа военной службы, которая составила менее 20 лет.
Выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Квитченко А.М. с 15 декабря 1989 года по 14 мая 1992 года и с 31 октября 2003 года по 14 апреля 2018 года проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, с 16 августа 1993 года по 13 ноября 1995 года и с 1 июня 1996 года по 27 июня 1997 года - служил в органах внутренних дел.
На основании заключения военно-врачебной комиссии ФГКУ "ГЦ ВВЭ" Минобороны России от 8 октября 2018 года N104-П Квитченко А.М. признан негодным к военной службе.
Приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 6 июля 2018 года N441 старший прапорщик старший инспектор дорожно-патрульной службы 151 военной автомобильной инспекции (территориальной, 1 разряда) Квитченко А.М. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно расчету выслуги лет военнослужащего на пенсию прапорщика Квитченко А.М, общая выслуга лет составила 20 лет 1 месяц 9 дней, общая выслуга ко дню исключения из списков части составляет 20 лет 6 месяцев 25 дней.
Квитченко А.М. обратился в ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области" с заявлением о предоставлении ему права на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ответу ФКУ "Военный комиссариат" от 6 июня 2019 года, выслуга лет Квитченко А.М. на пенсию составляет 20 лет 6 месяцев 25 дней, в том числе, 3 года 3 месяца 25 дней - служба в органах внутренних дел; общая продолжительность военной службы составляет 17 лет 3 месяца, в связи с чем, право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, на него не распространяются.
Социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О противодействии терроризму" (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ). К мерам социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ относятся, в том числе, социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Так, в силу абзаца первого пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (текст нормы приведен в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 статьи 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 этой статьи.
Исходя из приведенных нормативных положений, меры социальной поддержки (социальные гарантии и компенсации) военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей установлены Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в числе этих мер санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом законом определены различные условия предоставления данной меры социальной поддержки в зависимости от оснований увольнения военнослужащего с военной службы и ее продолжительности. В частности, право на санаторно-курортное лечение предоставлено офицерам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и членам их семей.
Согласно пункту 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Разрешая спор, отменяя решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 16 июня 2020 года и удовлетворяя заявленные требования Квитченко А.М, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел обоснованному выводу, что периоды службы в органах внутренних дел и периоды военной службы образуют необходимый истцу стаж, установленный ему при увольнении, для предоставления социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закон от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ, Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Приказа Министра обороны Российской Федерации "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2011 года N 333, Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О противодействии терроризму"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области" в жалобе доводы об отсутствии оснований для признания за истцом права на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив по материалам дела, что общая выслуга лет Квитченко А.М. по состоянию на дату увольнения с военной службы составила 20 лет 1 месяц 9 дней, общая выслуга ко дню исключения из списков части составила 20 лет 6 месяцев 25 дней, что подтверждено выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 6 июля 2018 года N 441, суд апелляционной инстанции обоснованно, с учетом приведенных норм материального права, пришел к верному выводу о незаконности действий ответчика по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 5 статьи 76 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и необоснованность их отражена в судебном постановлении с изложением соответствующих мотивов. Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 сентября 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Саратовской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.