Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2021 года гражданское дело по иску Евстифеевой Ольги Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Евстифеевой Ольги Николаевны
на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-231/2020 и апелляционное определение Саратовского областного суда от 27 августа 2020 года по гражданскому делу N 33-5200/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения истца Евстифеевой О.Н. и ее представителя Горинович О.В, действующей на основании доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Мещеряковой А.А, действующей по доверенности, установила:
Евстифеева О.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее по тексту - ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 августа 2020 года, исковые требования Евстифеевой О.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Евстифеева О.Н. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дел, указывая на наличие оснований для назначения пенсии с 17 ноября 2019 года, поскольку у нее имелся требуемый специальный педагогический стаж 25 лет с учетом 6 месяцев отложения права.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, 23 ноября 2018 года Евстифеева О.Н. обратилась в ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 1 апреля 2019 года N 190000005189/71449818 Евстифеевой О.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно материалам дела, 6 мая 2019 года Евстифеева О.Н. повторно обратилась в ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 29 мая 2019 года N 190000007420/21459619 Евстифеевой О.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27 июня 2019 года признаны незаконными решения ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 1 апреля 2019 года N190000005189/71449818 и от 29 мая 2019 года N190000007420/21459619 в части исключения из специального стажа Евстифеевой О.Н. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 23 января 2013 года по 7 февраля 2013 года, с 26 ноября 2015 года по 12 декабря 2015 года, ремонта в МДОУ "Детский сад N 25 "Маячок" с 23 июня 2010 года по 8 августа 2010 года, с 1 июля 2014 года по 13 июля 2014 года, с 22 июля 2014 года по 18 августа 2014 года, с 9 июля 2015 года по 2 августа 2015 года, с 13 августа 2015 года по 26 августа 2015 года, дополнительных выходных дней Радоница - 3 мая 2011 года, 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года.
Указанным решением суда на ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова возложена обязанность включить в стаж работы Евстифеевой О.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды.
Согласно материалам дела, 12 ноября 2019 года Евстифеева О.Н. вновь обратилась в ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, представив решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27 июня 2019 года, вступившее в законную силу 2 августа 2019 года.
Решением ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 22 ноября 2019 года N 190000022653/576051/19 Евстифеевой О.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием права.
Согласно указанному решению Евстифеева О.Н. имеет стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости - 25 лет 05 месяцев 25 дней с учетом решения суда от 27 июня 2019 года. Право на пенсию на 12 ноября 2019 года отсутствует, в связи с обращением за досрочным назначением страховой пенсии по старости ранее сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (в редакции Федерального закона N 350-ФЗ), поскольку Евстифеева О.Н. приобретет право на установление страховой пенсии по старости 3 февраля 2020 года.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований Евстифеевой О.Н, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у истца на дату обращения в пенсионный орган 12 ноября 2019 года не имеется, учитывая решение суда, вступившее в законную силу 2 августа 2019 года, и пенсия может быть назначена не ранее, чем через 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих вида работ, т.е. 3 февраля 2020 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции, указав, что поскольку по состоянию на 12 ноября 2019 года установленные законом шесть месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости не истекли, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 12 ноября 2019 года у Евстифеевой О.Н. отсутствует, с соответствующим заявлением о назначении досрочной пенсии 17 ноября 2019 года истец не обращалась в пенсионный орган.
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 1.1 статьи 30 указанного закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 12 месяцев срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила от 17 ноября 2014 года N 884н).
Согласно пункту 22 Правил от 17 ноября 2014 года N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникативной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций при разрешения дела, данные положения закона применены не были.
Согласно материалам дела, Евстифеева О.Н. 23 ноября 2018 года и 6 мая 2019 года обращалась в ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, в удовлетворении которых пенсионным органом ей было отказано, ввиду недостаточности педагогического стажа.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27 июня 2019 года признаны незаконными решения ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 1 апреля 2019 года и от 29 мая 2019 года в части исключения из специального стажа Евстифеевой О.Н. периодов ее работы, на ответчика возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, спорные периоды. Указанное решение суда вступило в законную силу 2 августа 2019 года.
Согласно решению ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 22 ноября 2019 года, которым отказано Евстифеевой О.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по ее обращению от 12 ноября 2019 года, стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил на дату обращения 25 лет 05 месяцев 25 дней. Шестимесячный срок отложения назначения Евстифеевой О.Н. пенсии исчислен с даты вступления решения суда в законную силу, а не с даты возникновения права на указанную пенсию.
Вместе с тем, суды не учли указанные доказательства и не дали оценку тому обстоятельству, что на дату принятия ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова решения 22 ноября 2019 года у Евстифеевой О.Н. возникло право на досрочную страховую пенсию и истек шестимесячный срок на отложение назначения пенсии, а вывод ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова об исчислении срока отложения с даты вступления решения суда в законную силу, а не с даты возникновения права, противоречит положениям части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Евстифеевой О.Н. к ГУ-УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и иных исковых требований неправильно применили нормы материального права, в связи с чем, не определили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и в нарушение норм процессуального права, не оценили в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства и не дали полной, надлежащей оценки характеру и условиям сложившихся между сторонами правоотношений.
Ввиду изложенного решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 июня 2020 года и апелляционное определение Саратовского областного суда от 27 августа 2020 года нельзя признать законными. Они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем, подлежат отмене в полном объеме, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 июня 2020 года и апелляционное определение Саратовского областного суда от 27 августа 2020 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суда г. Саратова.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.