Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 1 февраля 2021 года гражданское дело по иску Винокуровой Виктории Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное)
на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 13 июля 2020 года по гражданскому делу N 2-1493/2020 и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 21 октября 2020 года по гражданскому делу N 33-2773/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Винокурова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 13 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 21 октября 2020 года, исковые требования Винокуровой В.В. удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) ставит вопрос об отмене принятых судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие оснований для зачета спорного периода в специальный стаж и признания права на досрочное назначение пенсии, в связи с осуществлением медицинской деятельности, поскольку истица в спорный период времени работала по специальности с нагрузкой менее одной ставки.
Поскольку судебные акты обжалуются в части удовлетворения исковых требований Винокуровой В.В. о включении в медицинский стаж в календарном исчислении периода работы с 24 июля 2017 года по 17 сентября 2019 года и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 18 сентября 2019 года Винокурова В.В. обратилась в ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) от 26 марта 2020 года Винокуровой В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Пенсионным органом не включены периоды работы Винокуровой В.В, в том числе, с 24 июля 2017 года по 17 сентября 2019 года в должности заместителя главного врача по оргметодработе с внутренним совместительством на 0, 5 ставки по должности врача-педиатра участкового педиатрического отделения, в связи с отсутствием полной занятости в должности врача.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом "Наименование должностей" Списка и в учреждениях, поименованных разделом "Наименование учреждений".
В целях реализации статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665, которым установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлением лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (могут применяться ко всем периодам);
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации и Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения (приложение к приказу Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377) главный врач, его заместители относятся к руководителям учреждений здравоохранения (пункт 3.6 Положения, пункт 1 Номенклатуры).
Согласно пункту 5.3 Положения врачам - руководителям учреждений здравоохранения разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере 25% должностного оклада врача соответствующей специальности.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Винокуровой В.В, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, записям в трудовой книжке истца, приказам и распоряжениям о работе по основной должности и в порядке внутреннего совместительства, табелю учета рабочего времени с июля 2017 года по октябрь 2019 года (по двум должностям), расчетным ведомостям на получение заработной платы, копиям записей из журналов записи вызовов врачей на дом по участкам работы, копиям карточек детей, обоснованно пришли к выводу, что период работы с 24 июля 2017 года по 17 сентября 2019 года подлежит включению в специальный стаж истицы в календарном исчислении, поскольку в указанное время истец, являясь врачом руководителем (заместитель главного врача), осуществляла лечебную деятельность в пределах рабочего времени по основной должности, т.к. единственным условием включения в льготный стаж работы в должности руководителя учреждения является осуществление им врачебной деятельности. При этом законодатель не установилограничений в плане того, в каких формах и на каких условиях эта врачебная деятельность должна осуществляться, учитывая действия работодателя, откорректировавшего данные индивидуального лицевого счета истца.
Суды исходили из наличия, с учетом включения спорных периодов, специального стажа истца, более 30 лет, в связи с чем, обоснованно признали за Винокуровой В.В. право на досрочное назначение пенсии по старости с 27 сентября 2019 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 20 октября 2002 года, постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Федерального закона от 3 октября 2018года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) доводы об отсутствии оснований для включении спорного периода в специальный стаж Винокуровой В.В. и права на досрочное назначение пенсии по старости, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 13 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 21 октября 2020 год - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.