Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2021 года гражданское дело по иску Ильченко Аллы Ивановны к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в выплате пенсии не соответствующим нормативным правовым актам и обязании устранить нарушения прав
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 июля 2020 года по гражданскому делу N 33-15559/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Ильченко А.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ- ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области) о признании решения об отказе в выплате пенсии не соответствующим нормативным правовым актам и обязании устранить нарушения прав.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 3 февраля 2020 года исковые требования Ильченко А.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 июля 2020 года решение Одинцовского городского суда Московской области от 3 февраля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым на ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области возложена обязанность включить период с 26 апреля 1986 года по 17 июля 1991 года для определения права на назначение Ильченко А.И. пенсии по старости, в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; назначить Ильченко А.И. страховую пенсию по старости, в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 мая 2019 года.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ- ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что истица по записям трудовой книжки с 1 сентября 1985 года по 26 июня 1991 года обучалась в Винницком медицинском институте им. Н.И. Пирогова и была фактически зарегистрирована по месту обучения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Ильченко А.И. обратилась в ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением статьи 11, статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС".
Решением пенсионного органа N682860/19 от 6 августа 2019 года Ильченко А.И. отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием права на данный вид пенсии.
Согласно материалам дела, город Коростень Коростеньского района Житомирской области отнесен к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из решения пенсионного органа, в соответствии со статьей 37 Закона от 15 мая 1991 года N1244-1 гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 года и в последующие годы, пенсия по возрасту назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Справка от 28 ноября 2018 года N 176, выданная жилищно-эксплуатационной конторой города Коростень Житомирской области о периоде проживания по адресу "адрес" 19 сентября 1984 года по 17 июля 1991 года, не принята Управлением социальной защиты населения к зачету, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность представления права на пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности, Украины.
Из содержания удостоверения серии N, выданного Комитетом социального населения Одинцовского района Московской области от 25 марта 1996 года, следует, что Ильченко А.И. проживала в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года по 8 октября 1986 года.
Согласно записи в трудовой книжке, Ильченко А.И. с 1 сентября 1985 года по 26 июня 1991 года обучалась в медицинском институте им. Н.И. Пирогова.
Согласно данным о стаже СНИЛС N, содержащимся в пенсионном деле Ильченко А.И, а также согласно архивной справки от 17 декабря 2019 года с переводом на русский язык, Ильченко А.И. в период с 1 сентября 1985 года по 26 июня 1991 года обучалась в Винницком медицинском институте им. Н.И. Пирогова.
Как следует из материалов дела, Ильченко А.И. 11 октября 1986 года вступила в брак, который зарегистрирован Городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Коростенского горрайонного управления юстиции Житомирской области.
17 декабря 2019 года Ильченко А.И. Винницкими национальным медицинским университетом им. Н.И. Пирогова выдана архивная справка, из содержания которой следует, что с 1 сентября 1986 года по 30 августа 1987 года Ильченко (до брака Волошиной) А.И. был предоставлен академический отпуск, в связи с необходимостью длительного лечения, который оформлен приказом от 28 мая 1986 года на основании заключения врачебно-консультативной комиссии студенческой поликлиники о состоянии здоровья N 14 от 23 мая 1986 года; а также с 12 декабря 1987 года по 29 января 1988 года - отпуск по беременности и родам на 2 месяца, в связи с заболеванием ребенка для домашнего наблюдения в соответствии с Кодексом законов о труде Украины на 5 месяцев - с 1 мая 1988 года по 29 сентября 1988 года. Экзаменационная сессия текущего семестра была принята досрочно по результатам итогового контроля, было разрешено прохождение практики по месту жительства в "адрес" с 1 июня 1989 года по 1 сентября 1989 года, с 1 июня 1990 года по 1 сентября 1990 года.
В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 года, участниками которого являются Российская Федерация и Украина, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 к категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Согласно статье 33 указанного Закона, гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 13 настоящего Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В примечании к статье 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста более чем на 1 год).
Разрешая спор, отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования Ильченко А.И, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, обоснованно пришел к выводу, что факт проживания истицы в спорный период времени в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен, подтвержден справками, удостоверением, выданным уполномоченным органом Российской Федерации. В связи с чем, признал за Ильченко А.И. право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости на 3 года и назначения пенсии с 1 мая 2019 года, то есть при достижении возраста 52 лет.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Приказа МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11 апреля 2006 года "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе ГУ- ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области доводы об отсутствии у истца права на досрочное назначение пенсии по старости, являлись предметом исследования судебной инстанции и по существу сводятся к несогласию с выводом суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 июля 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.