Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козлова А.М, судей Ситникова В.С, Потеминой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьевой Н.Л. к ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, перезаключении договора об оказании данной услуги, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Ананьевой Н.Л. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, объяснения представителя ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" Шайдурова М.М, просившего оставить без изменения обжалуемое судебное постановление, судебная коллегия, установила:
Ананьева Н.Л. обратилась в суд с иском к ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", за период с октября по март 2019 года, в связи с ее временным отсутствием по указанному адресу, о перезаключении договора на оплату указанной услуги на 6 месяцев ежегодно, в связи с её проживанием по данному адресу в период с апреля по сентябрь каждого года и о компенсации морального вреда, а также о взыскании расходов по оплате юридических услуг.
Решением Раменского городского суда Московской области от 22 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены частично.
На ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" возложена обязанность осуществить перерасчет плат за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", за период с октября по март 2019 года, в связи с временным отсутствием гражданина по заявлению Ананьевой Н.Л. от 29 ноября 2019 г.
С ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" в пользу Ананьевой Н.Л. взысканы расходы по оплате юридических услуг в размере 3 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 октября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения требований о перерасчете и взыскании государственной пошлины, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ананьева Н.Л. просит отменить обжалуемое апелляционное определение в части принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами как незаконное.
В возражениях на жалобу ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" просит оставить её без удовлетворения.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ананьева Н.Л. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", зарегистрирована по месту жительства: "адрес".
Ответчик в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 г, заключенного между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", с 1 января 2019 г. осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе на территории Воскресенского муниципального района.
16 октября 2018 г. ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" опубликовало в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" публичный договор (предложение заключить договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности регионального оператора.
Впоследствии ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" было принято решение о добровольном, одностороннем снижении стоимости услуги для собственников жилых домов, с учётом характера сезонного проживания в индивидуальных домах на территории Московской области.
26 декабря 2018 г. ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" опубликовало в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности регионального оператора, с учетом предоставляемой скидки до 50%.
29 ноября 2019 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами за период её временного отсутствия в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", которое ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" оставлено без удовлетворения.
Удовлетворяя требования в части перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции исходил из временного отсутствия потребителя в указанном жилом помещении в спорный период времени.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении указанных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (с изменениями от 27 февраля 2017 г.), разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 37 постановления от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", принял во внимание, что на территории Московской области плата за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 9 октября 2018 г. N 607-РМ, исходя из общей площади жилого помещения, в связи с чем временное отсутствие в жилом помещении не влияет на размер данной платы.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
Порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчёта данных о массе и объёме накапливаемых отходов с учётом их сезонных изменений, установлен Правилами (пункт 1 Правил N 269).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Норматив определяется исходя из данных о массе, объёме отходов и выражается в количественных показателях массы и объёма на одну расчётную единицу (пункт 13 Правил N 269). Расчётные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил N 269).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов и выбору расчётных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 354 (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148(30) Правил N 354 предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 Правил N 354.
Согласно данной формуле плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площадь жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за указанную коммунальную услугу, рассчитанная из общей площадь жилого помещения, не зависит от количества лиц, проживающих в жилом помещении, и их временное отсутствие в нём не может повлечь за собой перерасчет данной платы, поскольку не влияет на её размер.
Поскольку на территории Московской области в жилых домах плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, то суд апелляционной инстанции правильно применив приведенные нормы материального права, обоснованно отказал в удовлетворении требований Ананьевой Н.Л. в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, факт не проживания ответчика, несущего обязанность по содержанию жилого дома, не освобождает её как собственника жилого помещения от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы областного суда, в связи с чем, судебная коллегия находит их несостоятельными.
Ссылка в жалобе на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку касается иных сторон, иных обстоятельств дела и не может иметь преюдициальное значение по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное постановление основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ананьевой Н.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.