Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Наумова Виктора Анатольевича на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 Еткульского района Челябинской области от 30 апреля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП ЖКХ с. Коелга Наумова Виктора Анатольевича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Еткульского района Челябинской области от 30 апреля 2019 года директор МУП ЖКХ с. Коелга Наумов Виктор Анатольевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Наумов В.А. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Помимо требований, перечисленных в подпунктах 1 - 6.1 части 1 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (п. 7).
Такой перечень лицензионных требований предусмотрен пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110).
В силу подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, к лицензионным требованиям относятся соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Кроме того Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290), который применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу постановления.
Из материалов дела следует, что Наумов В.А, являясь директором МУП ЖКХ с. Коелга, 21.02.2019, находясь по адресу: "данные изъяты", осуществляя предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД), нарушил лицензионные требования:
1. Не обеспечил надлежащее содержание систем внутригазового оборудования в МКД, а именно не обеспечил контроль за соблюдением периодичности проверки оборудования в каждом жилом помещении МКД и указания результатов проверок в соответствии с договором N ВДГО-06-583-18 от 01.07.2018, заключенным с "данные изъяты" график обходов, акты осмотров выполненных работ отсутствуют;
2. Не проводил мероприятия по техническому обслуживанию газопроводов и газоиспользующего оборудования в квартирах МКД и указания результатов проверок;
3. Не обеспечил надлежащее содержание систем вентиляции и дымоудаления МКД, а именно не обеспечил контроль за соблюдением периодичности проверки вентиляционных каналов в каждом жилом помещении МКД, договор с указанием перечня домов, графика периодической проверки вентиляционных каналов с периодичностью 3 раза в год не представлен, что является нарушением пп. "и" п. 39, пп. "б" п. 43, п. 47 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", и п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 533 от 21.02.2019 и обоснованы правовыми нормами. Оснований не доверять сведениям должностного лица о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения лицензионных требований, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, устранение допущенных нарушений входит в обязанности управляющей организации.
Факт совершения директором МУП ЖКХ с. Коелга Наумовым В.А. административного правонарушения, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N 533 от 07.03.2019 с дополнением, по существу которого он своих возражений не представил; копией распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" о проведении внеплановой выездной проверки МУП ЖКХ с. Коелга от 30.01.2019 N 533; копией акта проверки N 533 от 21.02.2019 ГУ "ГЖИ Челябинской области" МУП ЖКХ с. Коелга; списком МКД, обсуживаемых МУП ЖКХ с. Коелга, в том числе с газовым оборудованием; копией предписания ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 21.02.2019 N 533; копией квалификационного аттестата N 1151, выданного Наумова В.А.; копией приказа о принятии Наумова В.И. на должность МУП ЖКХ с. Коелга; копией договора управления многоквартирным домом "данные изъяты" от 10.11.2017 МУП ЖКХ с. Коелга с приложением; копией договора N ВДГО-06-583-18 на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме от 01.07.2018 между АО "Газпром газораспределение Челябинск" и МУП ЖКХ с. Коелга, с приложением; копией протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: "данные изъяты", о выборе МУП ЖКХ с. Коелга управляющей организацией от 11.11.2014; копиями актов оказанных услуг в рамках договора N ВДГО-06-898-14 от 01.07.2015; копией приказа о назначении Ишмухаметова А.У. ответственным лицом за состоянием дымоходов и вентиляционных систем жилого фонда и других объектов МУП ЖКХ с. Коелга от 29.01.2019; копией регламента по проверке и очистке дымоходов, вентиляционных каналов МУП ЖКХ с. Коелга от 29.01.2019; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МУП ЖКХ с. Коелга.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности директора МУП ЖКХ с. Коелга Наумова В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наумов В.А, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности.
Оснований для признания результатов проверки недопустимыми для установления обстоятельств дела не имеется. Факт осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований достоверно подтвержден совокупностью представленных в дело доказательств.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями, вопреки доводам жалобы требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выполнены.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, протокол отвечает требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит все необходимые требования. Объективная сторона совершенного правонарушения в протоколе отражена. Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
При назначении Наумову Виктору Анатольевичу административного наказания требования ст. ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Оснований для признания совершенного директора МУП ЖКХ с.Коелга Наумова Виктора Анатольевича деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, равно как и оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 названного Кодекса. Характер совершенного правонарушения не позволяет сделать вывод о его малозначительности, поскольку в данном случае правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в области обеспечения благополучия населения и носит существенный характер.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. О рассмотрении дела Наумов В.А. извещался надлежащим образом, в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей, при надлежащем извещении в судебном заседании не участвовал, помощью защитника не воспользовался, распорядившись правом по своему усмотрению. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Еткульского района Челябинской области от 30 апреля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП ЖКХ с. Коелга Наумова Виктора Анатольевича оставить без изменения, жалобу Наумова Виктора Анатольевича - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.