Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника Семахина Сергея Станиславовича - Немовой М.И. на постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 15 октября 2019 года N 673, решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 17 января 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 11 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении технического директора общества с ограниченной ответственностью "УватКарьерСтрой" Семахина Сергея Станиславовича, установил:
Постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 15 октября 2019 года N 673, оставленным без изменения решением судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 17 января 2020 года, решением судьи Тюменского областного суда от 11 марта 2020 года, технический директор общества с ограниченной ответственностью "УватКарьерСтрой" Семахин Сергей Станиславович (далее - технический директор ООО "УватКарьерСтрой" Семахин С.С.) признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, технический директор ООО "УватКарьерСтрой" Семахин С.С. и его защитник просят их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 17 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что в лесах, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Согласно материалам дела, ООО "УватКарьерСтрой" в соответствии с договором N 81-43/29-17 от 10.08.2017 является арендатором лесного участка, включающего кварталы 39 (выделы 37 (1, 4-7, 9, 24), 40 (выделы 35 (7-10, 23, 28), площадью 20, 882 га, расположенный в Тобольском участковом лесничестве, на котором в нарушение приведенных выше требований земельного законодательства при использовании земельного участка допустило захоронение порубочных остатков размером 7, 5 м в ширину, 29 м в длину и 1 м в глубину.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: договором аренды лесного участка N 81-43/29- 17 от 10.08.2017, проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "УватКарьерСтрой"; решением от 30.08.2019 о проведении прокурорской проверки в отношении ООО "УватКарьерСтрой" на предмет соблюдения федерального законодательства; актом осмотра лесного участка от 06.09.2019 с фотоматериалом к нему; уведомлением от 12.09.2019 на имя директора ООО "УватКарьерСтрой"; приказом от 08.02.2018 о приеме Семахина С.С. на работу в ООО "УватКарьерСтрой"; должностной инструкции технического директора ООО "УватКарьерСтрой" от 08.02.2018; постановлением заместителя Тобольского межрайонного прокурора от 16.09.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении технического директора ООО "УватКарьерСтрой" Семахина С.С. и иными доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи пришли к обоснованному выводу о виновности технического директора ООО "УватКарьерСтрой" Семахина С.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Довод жалобы о проведении проверки с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), своего подтверждения не нашел.
Согласно п. 1 ч. ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, проводимые в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, административные обследования объектов земельных отношений относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.2 названного Закона в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 81 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Приказ Минприроды России от 12.04.2016 N 233, при выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
С учетом приведенных норм права внеплановая проверка в смысле, придаваемом данному понятию Федеральным законом N 294-ФЗ, административным органом в отношении ООО "УватКарьерСтрой" не проводилась, извещение и присутствие представителя общества при составлении акта осмотра лесного участка от 06.09.2019 не требовалось, по результатам мероприятия по контролю административный орган правомерно возбудил дело об административном правонарушении.
Применение должностным лицом для фиксирования факта нарушения требований закона, фотоаппарата и GPS-навигатора не противоречит Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае указанные технические средства по смыслу статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относятся к специальным техническим средствам.
Доводы жалобы о том, что общество действовало в соответствии с договором и проектом освоения лесов, в связи, с чем нарушения норм действующего законодательства не имелось, не является основанием к отмене судебных актов.
Нарушение положений договора аренды лесного участка не является необходимым условием привлечения лица к административной ответственности, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Родовым объектом правонарушений, объединенных в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которую входит ст. 8.32, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Общество, является профессиональным участником правоотношений по использованию лесов.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Таким образом, общество совершило административное правонарушение против порядка управления, сопряженные с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушающие охраняемые общественные отношения. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, привлечение названного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Доводы автора жалобы сводятся к переоценке совокупности доказательств его вины в совершении инкриминированного ему административного правонарушения, что не является основанием для признания состоявшихся по делу судебных постановлений незаконными. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление вынесено должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствии технического директор ООО "УватКарьерСтрой" Семахин С.С, извещённого надлежащим образом, оно соответствует требованиям, предусмотренным ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы Семахина С.С. на постановление по делу об административном правонарушении, судьями нижестоящих инстанций дело рассмотрено надлежащим образом, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, дана объективная и мотивированная оценка доводам жалоб. Несогласие с оценкой имеющихся доказательств и установленных при рассмотрении обстоятельств не свидетельствует о наличии существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается, о времени и месте рассмотрения административного дела Семахин С.С. извещен надлежащим образом, в реализации своих процессуальных прав ограничен не был.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено. При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 15 октября 2019 года N 673, решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 17 января 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 11 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении технического директора общества с ограниченной ответственностью "УватКарьерСтрой" Семахина Сергея Станиславовича оставить без изменения, жалобу защитника Семахина Сергея Станиславовича - Немовой М.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.