Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Исаева Владимира Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Гайнского судебного района Пермского края от 10 марта 2020 года, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 13 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Гайнского муниципального района Исаева Владимира Васильевича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Гайнского судебного района Пермского края от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Гайнского районного суда Пермского края от 13 мая 2020 года, глава администрации Гайнского муниципального района Пермского края Исаев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Исаев В.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает полномочиями по принятию бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
Пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.
В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Исаев В.В. является главой администрации Гайнского муниципального района. Прокуратурой Гайнского района проведена проверка исполнения законодательства при прохождении отопительного периода 2019-2020, в ходе которой в деятельности администрации Гайнского муниципального района выявлены нарушения порядка принятия бюджетных обязательств в связи со следующими обстоятельствами.
22 января 2020 года администрацией Гайнского муниципального района в лице главы администрации Исаева В.В. заключено дополнительное соглашение к договору аренды N02 от 16.12.2019 г. с "данные изъяты" (арендодатель) о передаче во временное владение и пользование оборудования и теплотрассы протяженностью 155 метров. Данным соглашением изменен (увеличен) срок, на который предоставляется имущество. Заключение дополнительного соглашения к договору привело к превышению утвержденных лимитов бюджетных обязательств. На день заключения соглашения лимиты бюджетных обязательств доведены не были.
Обстоятельства совершения должностным лицом Исаевым В.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.02.2020 г. (л.д.3-6), ответом на требование (л.д.7), дополнительным соглашением от 22.01.2020 г. к договору аренды (л.д.8), договором аренды от 16.12.2019 г. (л.д.9-14), актом приема-передачи имущества (л.д.15-16), ответом от 31.01.2020 N202 на требование прокурора (л.д.21), а также иными материалами дела, в том числе ответом администрации Гайнского муниципального округа на требование прокурора (л.д.68), оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о недоказанности вины, недостаточности доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, являются несостоятельными, сводятся к субъективной оценке лицом имеющихся доказательств и круга обстоятельств, подлежащих выяснению.
Факт заключения дополнительного соглашения, которым получателем бюджетных средств приняты бюджетные обязательства, установлен и сомнений не вызывает. При этом представленные в материалы дела доказательства прямо указывают на факт того, что указанные бюджетные обязательства приняты в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
Утверждения заявителя о необходимости при рассмотрении дела установить и обосновать фактический размер лимитов бюджетных обязательств (в рублях) на отопительный период 2019-2020 годов, установить на какую сумму превышен лимит, о том, что данные обстоятельства должны быть подтверждены выписками из бюджета либо иными документами, в том числе материалами ревизий, из содержания которых можно усмотреть реальный размер бюджетных обязательств в размере мероприятий по теплоснабжению, не указывают на недоказанность вины должностного лица Исаева В.В. в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О факте превышения лимитов бюджетных обязательств свидетельствует ответ и.о. главы муниципального района от 31.01.2020 N202 (л.д.21), из содержания которого следует, что между администрацией Гайнского муниципального района и ИП "данные изъяты" заключено дополнительное соглашение по аренде оборудования котельной для подачи тепловой энергии, при этом лимиты бюджетных обязательств на 2020 год для оплаты арендных платежей до получателя бюджетных средств - администрации Гайнского муниципального района не доводились, вопрос по данным лимитам вынесен на рассмотрение Думы Гайнского муниципального округа.
Также в материалах дела имеется ответ главы администрации Гайнского муниципального округа (л.д.68), из содержания которого следует, что решением Думы Гайнского муниципального округа от 23.12.2019 N39 "О бюджете Гайнского муниципального округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 202 годов" расходы бюджета на 2020 год на оплату аренды оборудования и теплотрассы для оказания услуг по подаче тепловой энергии не утверждались; лимиты бюджетных обязательств на 2020 год для оплаты арендных платежей до получателя бюджетных средств - администрации Гайнского муниципального района Пермского края не доводились; лимиты бюджетных обязательств выделены на основании решения Думы от 14.02.2020 N47 в сумме 166250 рублей на период отопительного сезона с 16.12.2019 г. по 24.01.2020 г. из переходящих остатков лимитов бюджетных остатков 2019 года и решения Думы от 27.02.2020 N51 в сумме 731500 рублей на весь период отопительного сезона с 25.01.2020 г. по 15.05.2020 г.; правовых оснований для заключения дополнительного соглашения к договору не мелось в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств.
Изложенное указывает, что на момент заключения получателем бюджетных средств дополнительного соглашения и принятия этим бюджетных обязательств, лимиты бюджетных обязательств для оплаты бюджетных обязательств на 2020 год доведены не были, что указывает на событие административного правонарушения в виде принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств. Оснований ставить под сомнение указанные сведения не имеется, доказательств обратного, в части соблюдения получателем бюджетных средств требований бюджетного законодательства и принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов не представлено.
Исаев В.В, является главой администрации района (получателя бюджетных средств), отвечает признакам должностного лица, указанным в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, именно им подписано дополнительное соглашение (которым администрацией приняты новые бюджетные обязательства), в связи с чем именно Исаев В.В. является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения. Обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что Исаевым В.В. как должностным лицом приняты все возможные меры по соблюдению требований бюджетного законодательства, в части принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2020 год для оплаты арендных платежей.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Исаева В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица не усматривается, его вина подтверждается доказательствами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет относимости, допустимости и в своей совокупности достаточности для законного привлечения к административной ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основаниями обстоятельствами, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором в присутствии Исева В.В, оно отвечает требованиям статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе описано событие административного правонарушения. Права Исаеву В.В. разъяснены, копия постановления вручена в установленном порядке. Правом выразить несогласие с вмененным нарушением Исаев В.В. воспользовался.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением правил подсудности.
Административное наказание назначено Исаеву В.В. как должностному лицу в соответствии с санкцией статьи 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
О рассмотрении дела и рассмотрении жалобы на постановление Исаев В.В. уведомлялся надлежащим образом, участвовал в судебном заседании при рассмотрении жалобы на постановление в районном суде, обосновывал свою позицию по делу, возможности реализации процессуальных прав Исаев В.В. лишен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Гайнского судебного района Пермского края от 10 марта 2020 года, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 13 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Гайнского муниципального района Пермского края Исаева Владимира Васильевича оставить без изменения, жалобу Исаева Владимира Васильевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.