Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" Садыкова Р.Р. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Центрального района города Челябинска от 15 января 2020 года, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 14 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Центрального района города Челябинска от 15 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Челябинска от 14 мая 2020 года, юридическое лицо - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ "ЧОКБ", учреждение, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Садыков Р.Р. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в соответствии с данной статьей руководители организации обязаны, помимо прочего соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 07.11.2018 года в отношении ГБУЗ "ЧОКБ" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выдано предписание от 19.11.2018 N10/1/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.11.2019 года.
В соответствии с распоряжением от 13.11.2019 N24 в отношении ГБУЗ "ЧОКБ" проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения ранее выданного предписания от 19.11.2018 N10/1/1. По результатам проверки составлен акт проверки от 15.11.2019 года, согласно которому выявлены факты невыполнения пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 21, 22, 23, 24 предписания от 19.11.2018 N10/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, остаются невыполненными следующие нарушения пожарной безопасности:
в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения управления эвакуации людей при пожаре находятся в нерабочем состоянии (на 1, 2, 3, 4, 5 этаже административного корпуса);
в нарушение пункта 8.1.16 СП 1.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" основная лестничная клетка не отделена от примыкающих к ней коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1 типа (на 1, 2, 3, 4, 5 этаже административного корпуса);
в нарушение части 20 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в подвале 3, 4 и 8 корпуса перед лифтами отсутствует тамбур-шлюз 1 типа с избыточным давлением воздуха при пожаре, в нарушение части 6 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в коридоре на 1 и 4 этажах 8 корпуса для покрытия стен используются материалы с более высокой пожарной опасностью чем класс КМ1 (на панели не представлен сертификат пожарной безопасности);
в нарушение пункта 7.1.6 СП 1.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в здании 10 корпуса (аптека) лестничная клетка, предназначенная для эвакуации, соединяющая 1 этаж и подвальный этаж не отделена на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
В связи с указанными обстоятельствами невыполнения в установленный срок законного предписания от 19.11.2018 N10/1/1 в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела мировым судьей действия юридического лица переквалифицированы на часть 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу отсутствия доказательств повторности нарушения.
Обстоятельства невыполнения юридическим лицом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Сам факт выдачи предписания, его получения, наличия обстоятельств, которые квалифицированы должностным лицом как нарушения, подтверждены материалами дела.
Сведений об обжаловании выданного предписания не представлено. При этом вопреки доводам жалобы выданное и полученное ГБУЗ "ЧОКБ" предписание является как законным, так и исполнимым.
В настоящем случае нарушение требований пожарной безопасности выявлено на объекте защиты юридического лица, предписание об устранении нарушения выдано уполномоченным должностным лицом надлежащему адресату - ГБУЗ "ЧОКБ", несущему ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в отношении данного лица проведена проверка, по результатам которой выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания.
Доводы жалобы о незаконности предписания в части предъявленных нарушений части 20 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и требований СП 1.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" вызваны неправильным толкованием требований закона с учетом того, что и на момент ввода эксплуатацию нормативные требования пожарной безопасности содержались в ранее действующих строительных нормах и правилах. Оснований для исключения указанных пунктов неисполненного предписания не усматривается.
Доводы о неисполнимости выданного предписания являются несостоятельными.
Частичное исполнение предписания от 2018 года, ссылки на проведение в настоящее время ремонта, указание на устранение большей части нарушений, выявленных в 2016 году (по предписанию от 2016 года), на суммы затрат на противопожарные мероприятия, на обстоятельства того, что ГБУЗ "ЧОКБ" является бюджетным учреждением, на неоднократные обращения в Министерство здравоохранения за получением средств, на не предоставление финансирования в полном объеме не указывают на неисполнимость выданного предписания. Нижестоящими судебными инстанциями правомерно отмечено, что учреждение для исполнения предписания имело возможность привлечь иные средства, в том числе от осуществления приносящей доход деятельности. Срок для устранения выявленных нарушений являлся достаточным (в том числе с учетом того, что заявитель сам указывает о том, что нарушения выявлялись и ранее, о чем выдавались предписания), сведений об обращении за продлением срока исполнения предписание не представлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ГБУЗ "ЧОКБ" всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.
Имеющимся в материалах дела доказательствам, как подтверждающим в своей совокупности виновность юридического лица, нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка заявителем представленных доказательств не свидетельствует об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, в полной мере отвечающим целям административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда юридическое лицо извещено надлежащим образом, в судебном заседании в районном суде принимал участие защитник юридического лица, возможности обосновывать свою позицию, в том числе путем заявления ходатайств, возможности реализации иных процессуальных прав, учреждение лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Центрального района города Челябинска от 15 января 2020 года, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 14 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" оставить без изменения, жалобу защитника государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" Садыкова Р.Р. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.