Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Кузнецова Анатолия Анатольевича на постановление заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 29 июля 2019 года, решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 октября 2019 года, решение судьи Челябинского областного суда от 05 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства города Магнитогорска" Кузнецова Анатолия Анатольевича, установил:
постановлением заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 29 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 октября 2019 года и решением судьи Челябинского областного суда от 05 декабря 2019 года, директор общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства города Магнитогорска" (далее также - ООО УК "ТЖХ", общество, юридическое лицо) Кузнецов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кузнецов А.А. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу. Оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока для обжалования не имеется, поскольку срок для обжалования вступивших в законную силу судебных актов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях пропущенным не является.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
В части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации приведен перечень лицензионных требований, который, как следует из пункта 7 части 1, является открытым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "д" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Из положений частей 2 статьи 154, части 1 статьи 158 и части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Из материалов дела следует, что Кузнецов А.А. является директором ООО УК "ТЖХ". Общество осуществляет лицензируемую предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе домом по адресу: "данные изъяты".
С собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома заключен договор управления многоквартирным домом, в соответствии
с которым управляющая организация обязана производить сбор платежей в соответствии с условиями договора (пункт 4.1.5 договора). Оплата собственниками оказанных услуг, выполненных работ по договору осуществляется на основании выставляемых управляющей организацией счет-квитанций, которые являются документом, подтверждающим факт оказания услуг (пункт 5.7 договора). Ежемесячно, в срок до 10 числа, управляющая организация направляет собственникам извещения (счет-квитанцию) с указанием суммы оплаты. Извещение (счет-квитанция) направляется собственнику на бумажном носителе, путем помещения в почтовый ящик собственника в открытом виде (пункт 5.10 договора). Собственники обязаны оплатить сумму, указанную в извещении (счет - квитанции) в срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим (пункт 5.11 договора).
Прокуратурой Правобережного района г. Магнитогорска проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части законности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе проверки установлено, что в нарушение нормативных требований жилищного законодательства и условий договора согласно платежным документам за жилое помещение, предоставленных собственникам жилых помещений "данные изъяты" по "данные изъяты" начисление платы управляющей компанией производилось с авансовым начислением, выставлено начисление за март 2019 года (истекший месяц) и за апрель 2019 года. В платежных документах, предоставленных собственникам помещений 272, 594, 588, выставлено начисление за май (факт за апрель 2019 года). Из распечатки банковских операций, представленных собственником квартиры "данные изъяты" что 08 мая 2019 года со счета списано авансовое начисление по лицевому счету в размере 813 рублей 79 копеек (начислено за май 2019 года- 1025 рублей 39 копеек, имеется переплата в размере 211 рублей 60 копеек), что соответствует начисленной сумме за май 2019 года.
В связи с выявленными нарушениями в отношении Кузнецова А.А, как руководителя юридического лица (должностного лица в значении, приведенном в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения директором ООО УК "ТЖХ" Кузнецовым А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица Кузнецова А.А. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доводы о том, что квитанции не содержат требований по внесению авансовых платежей, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается. Выявленные нарушения требований жилищного законодательства и условий договора в части начисления платы за коммунальные услуги, вопреки доводам жалобы указывают на допущенное нарушение лицензионных требований, приведенных в пункте 3 Положения о лицензировании, то есть на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кузнецов А.А. является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, в настоящем случае он привлечен к ответственности как должностное лицо.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Кузнецов А.А. является директором ООО УК "ТЖХ", как лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, является в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом. С учетом того, что ООО УК "ТЖХ" лицензиатом и осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, директор данного юридического лица (Кузнецов А.А.) является надлежащим субъектом, и как должностное лицо несет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы доказательств принятия всех возможных мер по соблюдению требований закона (в том числе в связи с ранее выданным предписанием) при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (в том числе при осуществлении обязанности по организации начисления платы за жилое помещение в соответствии с требованиями закона и договора управления) не усматривается, наличие выявленных нарушений указывает, что необходимые меры должностным лицом предприняты не были.
Доводы жалобы о недопустимости полученных доказательств были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, правомерно отклонены. Доводы жалобы о нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не свидетельствуют о нарушении установленного порядка получения доказательств, поскольку при осуществлении прокурорского надзора положения данного закона не применяются. В настоящем случае проверка проводилась органами прокуратуры, требования Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" соблюдены.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка, несогласие с которой является выбранным способом защиты лица, желающего избежать привлечения к административной ответственности. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности директора ООО УК "ТЖХ" Кузнецова А.А. по материалам дела не усматривается. Положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Оснований ставить под сомнение установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства не усматривается, действия Кузнецова А.А. правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 29 июля 2019 года, решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 октября 2019 года, решение судьи Челябинского областного суда от 05 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства города Магнитогорска" Кузнецова Анатолия Анатольевича оставить без изменения, жалобу Кузнецова Анатолия Анатольевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.