Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Шамилова Рамиля Фаридовича на постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора от 28 октября 2019 года N 92гн/19, решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 19 декабря 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 05 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении производителя работ акционерного общества "Промэкскавация" Шамилова Рамиля Фаридовича, установил:
постановлением главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора от 28 октября 2019 года N 92гн/19, оставленным без изменения решением судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 19 декабря 2019 года и решением судьи Тюменского областного суда от 05 февраля 2020 года, должностное лицо - производитель работ акционерного общества "Промэкскавация" Шамилов Р.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шамилов Р.Ф. просит об отмене вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных актов, прекращении производства по делу.
Департамент недропользования и экологии Тюменской области, Тобольская межрайонная прокуратура, уведомленные о подаче жалобы, возражения не направили.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Шамилов Р.Ф. назначен на должность производителя работ АО "Промэкскавация" на основании приказа от 26.10.2015 года, в соответствии с должностными обязанностями он осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка. АО "Промэкскавация" осуществляет разработку карьера по добыче песка гидромеханизированным способом с транспортировкой горной массы на карты намыва на основании лицензии на право пользования недрами NТЮМ 80385 ТЭ от 20.08.2015. Согласно пункту 4.1 условий лицензионного соглашения к лицензии ТЮМ 80385 ТЭ от 20.08.2015 владелец лицензии обязан выполнять все виды работ с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, в том числе соблюдать требования технического проекта, не допускать сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 3.1.3 условий лицензионного соглашения к лицензии NТЮМ 80385 ТЭ от 20.08.2015 АО "Промэкскавация" должно осуществлять добычу песка только гидромеханизированным способом с размещением карт намыва за пределами границ "Комплексный заказник регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс".
22.08.2019 года в 11 часов 35 минут в ходе осмотра на участке недр местного значения с юго-западной стороны участка зафиксирован земснаряд, который находился на акватории пионерного котлована. Добыча общераспространенных полезных ископаемых земснарядом не осуществлялась. От пионерного котлована в сторону оз. Старица прорыт канал длиной около 325 метров, по краям которого размещены навалы грунта. Указанный канал соединяется с оз. Старица, которое находится вблизи разрабатываемого участка, зафиксированы две карты намыва, одна из которых расположена восточнее пионерного котлована в границах лицензионного участка, вторая - за границами лицензионного участка. На участке недр зафиксированы осушающие каналы, различные по площади и глубине, по краям которых размещены навалы грунта, также зафиксированы выработки, различные по площади и глубине.
При разработке участка недр АО "Промэкскавация не соблюдаются требования раздела 1 пункт 1.1, раздела 10 пункт 10.5 и раздела 3 пункт 3.8 согласованного и утвержденного технического проекта "Разработка и рекультивация карьера строительного песка гидромеханизированым способом на территории Тобольского муниципального района Тюменской области, 500 севернее от д. Комарова", согласно которым разработка карьера по добыче песка предусматривается гидромеханизированным способом, с транспортировкой добытой горной массы на карты намыва на основании лицензии на право пользование недрами NТЮМ 80385 ТЭ от 20.08.2015; срок разработки карьера равен 22 сезонам, разработка карьера (первый год разработки) начинается с северо-восточной стороны, магистральный пульпопровод, соединяющий земснаряд и выходящий к месту укладки - карты намыва, должен располагаться с северо-восточной стороны участка недр, карты намыва расположены за границами заказника, осушение поля карьера не предусматривается.
Так в нарушение данных требований разработка участка недр начата с юго-западной стороны, магистральный пульпопровод, соединяющий земснаряд выходит к месту укладки - одной из карт намыва, расположенной в границах заказника, также на участке недр расположены осушительные каналы.
В связи с данными обстоятельствами, указывающими на невыполнение пунктов 3.1.3 и 4.1 условий лицензионного соглашения к лицензии NТЮМ 80385 ТЭ от 20.08.2015, чем в нарушение положений пунктов 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" допущена выборочная отработка полезных ископаемых, в отношении Шамилова Р.Ф. прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данное лицо по результатам рассмотрения дела привлечено к административной ответственности.
Обстоятельства совершения Шамиловым Ш.Р. как должностным лицом административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица Шамилова Ш.Р. в совершении вмененного ему нарушения.
Вопреки доводам жалобы оснований не согласиться со сделанной должностным лицом и судебными инстанциями оценкой представленных в материалы дела доказательств, которые в своей совокупности указывают и на наличие событие административного правонарушения, и на наличие состава административного правонарушения в действиях должностного лица Шамилова Р.Ф. не имеется. Оснований полагать имеющиеся доказательства в качестве недопустимых не усматривается.
То обстоятельство, что часть доказательств представлена в ходе рассмотрения жалобы на постановление не свидетельствует, что они не могут быть приняты и оценены в качестве доказательств по делу.
В настоящем случае при рассмотрении вопроса о законности и обоснованности вынесенного постановления о назначении наказания приведенные обстоятельства судьей были правомерно проверены как на основании имеющихся в деле, так и на основании дополнительно представленных материалов (в частности на основании акта осмотра от 06.09.2019 года с приложениями, в котором содержатся необходимые сведения о событии административного правонарушения, в том числе о выявленных нарушениях условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта). С учетом как имевшихся в деле доказательств, так и дополнительно представленных событие и состав административного правонарушения должностного лица Шамилова Р.Ф. является установленным.
Ссылки в жалобе на то, что справка о результатах осмотра участка недр и прилегающей территории от 23 августа 2019 года, составленная по результатам осмотра в ходе оперативно-розыскной деятельности, произведенного 22 августа 2019 года, не может быть принята в качестве доказательства по делу об административном правонарушении в силу статьи 11 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", основаны на неверном толковании указанных положений и положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина должностного лица Шамилова Р.Ф. в совершении правонарушения установлена на основании совокупности представленных доказательств, он является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в материалы дела не представлено, выводы должностного лица административного органа и судей о наличии в действиях Шамилова Р.Ф. признаков состава вмененного в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельств выявленных нарушений в раках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия Шамилова Р.Ф. правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.4 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции (в минимальном размере) части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные и обоснованные решения. Вопреки доводам жалобы законность и обоснованность вынесенного постановления были предметом их проверки, с учетом имеющихся доказательств, оснований для его отмены, судьи обоснованно не усмотрели.
При пересмотре дела об административном правонарушении Шамилов Р.Ф. извещался надлежащим образом, участвовал в судебном заседании в районном суде, пользовался юридической помощью защитников, которые обосновывали позицию Шамилова Р.Ф. по делу, в возможности реализовать предоставленные ему права лишен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора от 28 октября 2019 года N 92гн/19, решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 19 декабря 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 05 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении производителя работ акционерного общества "Промэкскавация" Шамилова Рамиля Фаридовича оставить без изменения, жалобу Шамилова Рамиля Фаридовича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.