Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 г. по делу N 16-390/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу Гаврилюк Светланы Геннадьевны на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Нижнего Тагила от 06 июля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 15 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гаврилюк Светланы Геннадьевны, установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Нижнего Тагила от 06 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 15 сентября 2020 года, Гаврилюк Светлана Геннадьевна (далее - Гаврилюк С.Г.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Гаврилюк С.Г. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые направлены на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Выполнение решений Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в силу п. 1 Правил является обязательным для граждан и организаций.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Согласно п. п. 2.1, 3.12, 3.13 Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10.04.2020 N 05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" работодателям в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предписано организовать ежедневный перед началом рабочей смены "входной фильтр" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания; уточнение состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др). Контроль вызова работником врача для оказания первичной медицинской помощи на дому.
В рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям необходимо организовать и осуществлять следующие мероприятия: применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа; регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений.
Аналогичные требования предусмотрены в п. п. 1.2, 2.8, 2.9 письма Роспотребнадзора от 21.04.2020 N 02/7495-2020-32 "О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли" (далее - письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 N02/7495-2020-32).
При рассмотрении дела установлено, что при проведении эпидемиологического расследования уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора в ходе осмотра 11.05.2020 помещения магазина "Красное и Белое", расположенного по адресу: "данные изъяты", принадлежащего "данные изъяты" администратором Гаврилюк С.Г. не обеспечено в полном объеме выполнение профилактических мероприятий по новой коронавирусной инфекции в магазине, а именно: в представленном журнале регистрации измерения температуры тела сотрудников при входе на объект перед началом работы за 11.05.2020 отсутствует отметка о проведении контроля температуры тела у работников; не применяются в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа (бактерицидные облучатели отсутствуют); не представилось возможным установить проведение 11.05.2020 в магазине регулярного проветривания помещений (каждые два часа), в представленном журнале проветривания за 11.05.2020 отсутствует отметка о проведении проветривания, что является нарушением пунктов 2.1, 3.12, 3.13 Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10.04.2020 N 05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области", пунктов 1.2, 2.8, 2.9 Письма Роспотребнадзора от 21 апреля 2020 года N 02/7495-2020-32.
По данному факту в отношении должностного лица - администратора магазина Гаврилюк С.Г. 13.05.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив обстоятельства дела, судьи пришли к обоснованным выводам о наличии в действиях должностного лица Гаврилюк С.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения должностным лицом Гаврилюк С.Г. данного административного правонарушения подтвержден совокупностью материалов дела.
Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о нарушении Роспотребнадзором положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не могут быть признаны состоятельными.
Согласно материалам дела, совершенное Гаврилюк С.Г. правонарушение выявлено уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путем непосредственного обнаружения в рамках мероприятий, проведенных в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на которые положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяются.
Довод о том, то юридическое лицо не выдавало доверенность Гаврилюк С.Г. на предоставление интересов общества, не имеет правового значения, поскольку протокол об административном правонарушении от 13.05.2020 вынесен в отношении самого должностного лица.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Гаврилюк С.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятельны.
Согласно приказу о приеме на работу от 21.03.2019 и должностной инструкции Гаврилюк С.Г. обладает организационно-распорядительными функциями, в том числе по соблюдению обязательных требований установленных для предприятий розничной торговли в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (п. 3.1.2 должностной инструкции), и имела возможность для соблюдения указанных требований санитарных правил, но ею не были приняты все необходимые для этого меры.
Вопреки доводам жалобы, постановлением главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10.04.2020 N 05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" работодателям предписано совершение определенных действий в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), исполнение которых является обязательным, а не рекомендательным.
Содержащиеся в письме Роспотребнадзора от 21.04.2020 N02/7495-2020-32 рекомендации для работодателей по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли, разработаны в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, как определяющие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в указанных условиях, в связи, с чем также обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В целом доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Гаврилюк С.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом и им подписан.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, с соблюдением требований ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижено в соответствии с положениями ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
С учетом того, что допущенное правонарушение, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, судьями обосновано не усмотрено оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей областного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
При принятии постановления по делу об административном правонарушении Гаврилюк С.Г. принимала участие, при рассмотрении дела обосновывала позицию по делу. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Нижнего Тагила от 06 июля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 15 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гаврилюк Светланы Геннадьевны оставить без изменения, жалобу Гаврилюк Светланы Геннадьевны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.П. Ермолаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.