Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Яковлева Александра Николаевича на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского судебного района г. Перми от 22 апреля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского судебного района г. Перми от 22 апреля 2020 года открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Яковлев А.Н. выражает несогласие с постановлением мирового судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Из материалов дела следует, что Пермским транспортным прокурором принято решение о проведении проверки в ОАО "РЖД" (Свердловская дирекция пассажирских обустройств) на предмет исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта, о защите прав пассажиров, в том числе маломобильных групп населения при оказании услуг железнодорожным транспортом на железнодорожном вокзале Пермь-1.
В ходе проведенного 10 февраля 2020 года обследования железнодорожного вокзала Пермь-1 установлено, что требования минимального стандарта доступности маломобильных групп населения на железнодорожном вокзале Пермь-1 не выполнены:
в нарушение пункта 5.1.16 СП 59.13330.2016 поверхность пандуса на входной группе железнодорожного вокзала на ст. Пермь I плохо очищена от снега, что способствует скольжению;
в нарушение пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 входы в здание железнодорожного вокзала на ст. Пермь-1, доступные для МГН, не оборудованы наружными устройствами или средствами связи с персоналом;
в нарушение пункта 6.3.3 СП 59.13330.2016 уборная (туалет), предназначенный для инвалидов, не оснащена стационарными и откидными опорными поручнями;
в нарушение пунктов 6.3.6, 6.5.8 СП 59.13330.2016 у дверей уборной, предназначенной для МГН, со стороны ручки отсутствуют информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом). Уборная для МГН не оборудована системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи с диспетчером или дежурным;
в нарушение пунктов 6.5.2, 6.5.7 СП 59.13330.2016 помещения железнодорожного вокзала Пермь-1 не оснащены техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации, обеспечивающими визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию об указании направления движения, идентификации мест и возможности получения информации о размещении и назначении функциональны элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежно ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации, в том числе информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля; в зале ожидания железнодорожного вокзала на ст. Пермь I отсутствуют информационные табло типа "бегущая строка", телефонные устройства с текстовым выходом для посетителей с нарушением слуха, звуковых и радиоинформаторов и/или тактильных и с речевым дублированием информации мнемосхем до посетителей с нарушением зрения;
в нарушение п. 8.1.6 СП 59.13330.2016 при входе в здание железнодорожного вокзала Пермь-1 для инвалидов по зрению отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей;
в нарушение пункта 8.4.12 СП 59.13330.2016 граница опасной зоны у края островной платформы на ст. Пермь-1 со стороны путей не имеет тактильного обозначения, выполненного противоскользящей сигнальной полосой. Также граница опасной зоны у края береговой платформы ст. Пермь-1 со стороны путей не имеет визуального обозначения, выполненного контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы сигнальной полосой. На момент проведения проверки платформы не очищены от снега, в связи с чем тактильная полоса на береговой платформе, а также сигнальная полоса островной платформе не просматриваются; на платформах в зале ожидания железнодорожного вокзала на ст. Пермь-1 дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстов информацией не осуществляется.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ОАО "РЖД" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Между тем при рассмотрении данного дела не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения данного юридического лица, то есть местом его государственной регистрации, либо его филиалов в случае выявления нарушений при проверке деятельности этих филиалов.
Нарушения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры выявлены на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал Пермь-1 Свердловской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО "РЖД" находится по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ филиал ОАО "РЖД" Центральная дирекция пассажирских обустройств находится по адресу: г. Москва, ул. Сущевский вал, д.75
Данный адрес не относится к подсудности судебного участка N 1 Ленинского судебного района г. Перми. В связи с чем настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с нарушением правил территориальной подсудности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского судебного района г. Перми от 22 апреля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции (как и на момент подачи) настоящей жалобы срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского судебного района г. Перми от 22 апреля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.