Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "ФИНЛАЙТ" Новожилова Д.Э. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Губахинского судебного района Пермского края от 26 декабря 2019 года, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 26 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "ФИНЛАЙТ", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Губахинского судебного района Пермского края от 26 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 26 февраля 2020 года, юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "ФИНЛАЙТ" (далее - ООО МКК "ФИНЛАЙТ", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Новожилов Д.Э. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене.
Исполняющий обязанности прокурора г. Гремячинска поступил отзыв на жалобу, в котором содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 стати 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под оператором - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Из положений частей 1 и 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; цель обработки персональных данных; перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; подпись субъекта персональных данных.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г..Гремячинска на основании решения N226 от 21.10.2019, N240 от 07.11.2019 проведена проверка деятельности ООО МКК "ФИНЛАЙТ". В ходе проведения проверки выявлено, что согласно анкетам заемщиков N543 от 22.10.2019 и N648 от 25.09.2019 ООО МКК "ФИНЛАЙТ" осуществляет обработку персональных данных начальников заемщиков по месту работы, а также их абонентские номера (сотовые). Также общество осуществляет обработку персональных данных третьих лиц в объеме фамилия, имя, отчество, абонентский номер телефона, которые вносятся в форму согласия на взаимодействие с третьими лицами, направленное на возврат просроченной задолженности. Однако начальники заемщиков по месту работы, иные третьи лица, указанные в форме согласия на взаимодействие с третьими лицами, направленного на возврат просроченной задолженности, не участвуют в заключении договора микрозайма между заемщиком и ООО МКК "ФИНЛАЙТ" (не являются выгодоприобретателями или поручителями по договору займа), при этом отсутствуют документы, подтверждающие получение согласия третьих лиц на обработку их персональных данных, а также правовые основания на осуществление такой обработки персональных данных.
Полученное в настоящем случае согласие должника на обработку персональных данных третьих лиц, выраженное в согласии должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьими лицами не соответствует части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (отсутствует перечень персональных данных, на обработку которого дается согласие субъекта персональных данных), а положения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не предусматривают осуществление сбора на этапе заключения договора займа персональных данных третьих лиц в рамках взаимодействия с ними в целях возврата просроченной задолженности должника. Тем самым, согласно справки по результатам проверки от 22.11.2019 выявлено, что ООО МКК "ФИНЛАЙТ" осуществляет обработку персональных данных иных лиц, которые не участвуют в заключении договора займа между заемщиком и юридическим лицом (не являются выгодоприобретателями или поручителями), в том числе отсутствуют документы, подтверждающие получение согласия третьих лиц на обработку персональных данных, а также правовые основания на осуществление такой обработки персональных данных, в связи с чем в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела ООО МКК "ФИНЛАЙТ" привлечено к административной ответственности.
Обстоятельства совершения ООО МКК "ФИНЛАЙТ" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым мировым судьей и судьей городского суда при рассмотрении дела дана надлежащая правая оценка. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт обработки персональных данных лиц, которые не участвуют в заключении договора займа между заемщиком и юридическим лицом (не являются выгодоприобретателями или поручителями), подателем жалобы не оспаривается. При этом с учетом обработки указанных персональных данных в рамках взаимодействия с ними в целях возврата просроченной задолженности должника на этапе заключения договора займа с заемщиком, несоответствия в настоящем случае согласия заемщика на обработку персональных данных третьих лиц требованиям части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", при отсутствии правовых оснований для такой обработки персональных данных, указанные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о наличии в действиях ООО МКК "ФИНЛАЙТ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом доказательств принятия всех возможных мер по соблюдению требований законодательства в области персональных данных обществом не представлено.
Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств и установленных выводов о наличии состава административного правонарушения, не имеется.
Приведенное в жалобе толкование положений статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" применительно к обстоятельством настоящего дела, субъективная оценка представленных письменных согласий заемщиков на взаимодействие с третьими лицами (которым при рассмотрении дела дана оценка, как подтверждающим наличие состава административного правонарушения), доводы об отсутствии представленных документов о несогласии третьих лиц на осуществление взаимодействия с ними, не ставит под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Установленные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, подтвержденные имеющейся в материалах дела достаточной совокупностью относимых, допустимых и достоверных доказательств, указывают на наличие в действиях ООО МКК "ФИНЛАЙТ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной квалификации действий ООО МКК "ФИНЛАЙТ" не усматривается. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении отвечает требованиям статей 28.4 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Правила оценки доказательств, установленные статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушены не были.
Дело рассмотрено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении ООО МКК "ФИНЛАЙТ" административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, вопреки доводам жалобы, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Губахинского судебного района Пермского края от 26 декабря 2019 года, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 26 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "ФИНЛАЙТ" оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "ФИНЛАЙТ" Новожилова Д.Э. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.