Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. по делу N 16-439/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу "данные изъяты" на вступившие в законную силу решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", установил:
постановлением N267/2019 главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу "данные изъяты" от 11 декабря 2019 года, акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее по тексту - АО "Ямалкоммунэнерго") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2020 года, указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу "данные изъяты". приводит доводы о незаконности вынесенных по делу судебных актов, просит об их отмене и принятии по делу нового судебного решения.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 16 августа 2018 года в 03 часа 15 минут на объекте КОС-7000-15000, расположенном по адресу: ЯНАО, г. Муравленко, принадлежащем АО "Ямалкоммунэнерго", Общество допустило обрушение резервуара обработки осадков (резервуар-усреднитель) комплекса КОС-7000-15000 (У-5000м3), инв.N00002364, который является резервуаром-накопителем сточных вод для дальнейшего их равномерного распределения по сооружениям биологической очистки (аэротенкам КОС 7000 и КОС 15000). В результате указанного происшествия был установлен факт загрязнения почвы.
С момента загрязнения почвы прошел период, срок которого превысил год с момента допущенных нарушений, в результате которых произошел факт заражения почвы, при этом, от акционерного общества в адрес Управления Росприроднадзора не поступило уведомлений о разработке проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта рекультивации поврежденных земель и с установлением срока начала выполнения работ по рекультивации земель.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 декабря 2019 года, АО "Ямалкоммунэнерго" к административной ответственности по названной норме с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Судья городского суда, при пересмотре дела об административном правонарушении по жалобе защитника акционерного общества, оценив представленные в дело доказательства, установил, что постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" подлежит прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
С выводами судьи городского суда, при пересмотре дела по жалобе должностного лица административного органа, согласился судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу "данные изъяты" указывает на необоснованность выводов судебных инстанции, приводя доводы о неверном толковании норм действующего законодательства и ошибочном установлении фактических обстоятельств дела.
Между тем вышеприведённые доводы, не являются основанием для отмены судебных актов в связи со следующим.
Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, осуществляется в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Поскольку к настоящему времени срок давности привлечения АО "Ямалкоммунэнерго" к административной ответственности, установленный для части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, то возможность правовой оценки решения судьи городского суда и судьи суда автономного округа исключена, кроме прочего это повлечет ухудшение положения юридического лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, что недопустимо.
В связи с изложенным правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", оставить без изменения, жалобу главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.