Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05 февраля 2021 г. по делу N 16-442/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Соколовой Т.В. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Ямальском районе N47 от 30 апреля 2020 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июля 2020 года, решение судьи Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Ямальском районе N47 от 30 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июля 2020 года, решение судьи Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2020 года, акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник АО "Ямалкоммунэнерго" Соколова Т.В. просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В силу ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В пунктах 3.1 и 3.5 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" установлено, что в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения допускается отведение ЖБО (жидких бытовых отходов) в локальные очистные сооружения, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод; ЖБО должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения; не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов.
Как установлено материалами дела, АО "Ямалкоммунэнерго" выполняло работы и услуги по вывозу ЖБО специализированным транспортом с территории муниципального образования с. Панаевск, Ямальского района, Ямало- Ненецкого автономного округа.
11.02.2020 АО "Ямалкоммунэнерго" допустило вывоз жидких бытовых отходов автотранспортом: специализированный автомобиль государственный номер "данные изъяты", специализированная автоцистерна государственный номер "данные изъяты" на земельный участок, не предназначенный для этих целей. Земельный участок, на который был произведен слив ЖБО, расположен по координатам: широта - 66, 44 38. Долгота - 70, 5 42, на полигоне ТБО на площади 15x15 кв.м, Ямальский район с. Панаевск. Канализационные воды не локализованы, а распространены по рельефу в более низких участках.
Допущенные нарушения послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждены совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе актом обследования земельного участка от 11.02.2020, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2020, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований ставить под сомнение установленные судьями обстоятельства данного дела не усматривается. Факт вывоза обществом и слива ЖБО на земельный участок, не предназначенный для размещения жидких бытовых отходов, не оспаривался.
Подателем жалобы в обоснование своих доводов о невиновности в рассматриваемой жалобе указывается, что умысла на совершение административного правонарушения юридическое лицо не имело, общество, осуществляя деятельность по вывозу ЖБО, действовало в состоянии крайней необходимости; кроме того очистные сооружения для очистки сточных вод на территории с. Панаевск отсутствовали, места для слива ЖБО определены не были.
Вместе с тем указанные доводы, с учетом обстоятельств дела, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Аналогичные доводы являлись предметом проверки при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и были обоснованно отклонены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
В рассматриваемом случае обязанность общества по транспортировке и размещению отходов обусловлено императивными требованиями закона. АО "Ямалкоммунэнерго", являясь коммерческой организацией, обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Отсутствие канализационных очистительных сооружений не освобождает общество от соблюдения требований действующего законодательства, является предпринимательским риском общества, и не исключает привлечение общества к административной ответственности.
Таким образом, АО "Ямалкоммунэнерго" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения АО "Ямалкоммунэнерго" от административной ответственности не усматривается.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Ямалкоммунэнерго", вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Административное наказание обществу назначено с учетом положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менее размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб АО "Ямалкоммунэнерго" на постановление судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
О рассмотрении дела об административном правонарушении, обществом извещено надлежащим образом, воспользовалось помощью защитника, который обосновал позицию общества по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Ямальском районе N47 от 30 апреля 2020 года, решение судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июля 2020 года, решение судьи Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Соколовой Т.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.П. Ермолаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.