Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Династия" Маликова Д.И. на постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области N29-24-43-34 (132) от 23 октября 2019 года, решение судьи Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 11 февраля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 25 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Династия", установил:
постановлением заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области N29-24-43-34 (132) от 23 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 11 февраля 2020 года и решением судьи Свердловского областного суда от 25 июня 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Династия" (далее также - ООО УК "Династия", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Маликов Д.И. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
В части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации приведен перечень лицензионных требований, который, как следует из пункта 7 части 1, является открытым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, следует, что исполнителем коммунальных услуг, помимо прочих могут быть, как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из положений пункта подпункта "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 14 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, указанных в пункте 14 настоящих Правил.
Из указанного следует, что в условиях отсутствия надлежащим образом заключенных договоров ресурсоснабжения управляющая компания не может приступить к оказанию коммунальных услуг потребителям, не имеет правовых оснований для начисления платы за коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Династия" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе в отношении домов в г. Нижний Тагил: "данные изъяты" На основании постановлений администрации г. Нижний Тагил от 31 мая 2019 года N 1145-ПА, от 28 мая 2019 года N1069-ПА, от 05 июня 2019 года N 1150-ПА "данные изъяты" с 01 июня 2019 года присвоен статус теплоснабжающей организации, тепловые сети и иное имущество, предназначенное для поставки тепловой энергии в многоквартирные дома и ранее принадлежавшее "данные изъяты", переданы на баланс "данные изъяты" До заключения договора с указанной ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность в Дзержинском районе г. Нижнего Тагила, ООО "УК "Династия" не является надлежащим исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, следовательно, не вправе производить начисление платы за услугу горячего водоснабжения и выставлять потребителям платежные документы. Договор на поставку тепловой энергии и горячей воды между ООО "УК "Династия" и "данные изъяты" (в период июнь-август 2019 года) не заключался. "данные изъяты" с июня 2019 года жителям многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО УК "Династия", выставлены квитанции на оплату коммунальной услуги горячего водоснабжения. ООО УК "Династия" собственникам и нанимателям квартир в данных многоквартирных домах также выставлены квитанции за август 2019 года, содержащие начисление платы за услугу горячего водоснабжения.
Прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила в связи с поступлением обращений проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, законодательства о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами по фактам незаконного выставления квитанций, содержащих начисление платы за услугу горячего водоснабжения за август 2019 года. Установлено, что в силу отсутствия договора с "данные изъяты", ООО "УК "Династия" незаконно произвело начисление платы за услугу ГВС в квитанциях за август 2019 года и выставило квитанции, содержащие указанные начисления, в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах в г. Нижний Тагил по следующим адресам: "данные изъяты"
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждении в отношении ООО УК "Династия" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО УК "Династия" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и жалоб на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, должностное лицо и нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица ООО УК "Династия" в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Обстоятельства отсутствия договора с ресурсоснабжающей организацией, как и обстоятельства начисления управляющей организацией платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения установлены и каких-либо сомнений не вызывают
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что действия общества были неправильно квалифицированы, поскольку выявленное нарушение не является нарушением лицензионных требований, не имеется, ссылки заявителя на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании не свидетельствуют обратном, указывают на неправильное толкование подателем жалобы норм права.
ООО УК "Династия" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имеет лицензию, поскольку данный вид деятельности является лицензируемым.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта "ж" пункта 4 управление многоквартирным домом, помимо прочего, обеспечивается выполнением стандарта по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
ООО УК "Династия" обязано надлежащим образом осуществлять управление многоквартирным домом, соблюдая и указанные требования, связанные с начислением обязательных платежей и взносов, в том числе по оплате коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Надлежащее выполнение ООО УК "Династия", помимо прочего и вышеуказанных обязанностей, при наличии у него лицензии, является необходимым для соблюдения им лицензионных требований, приведенных в части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как правильно установлено в ходе рассмотрения дела, выявленное нарушение указывает на нарушение ООО УК "Династия" лицензионных требований, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящем случае субъектом административного правонарушения является ООО УК "Династия" лицензиат, ответственный за соблюдение лицензионных требований, а потому в его действиях содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения установленных лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не представлено.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица по материалам дела не усматривается. Положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Ссылки заявителя на вынесенные по иным делам иные судебные решения, не свидетельствуют о неправильном разрешении дела, с учетом его конкретных фактических обстоятельств, в настоящем случае.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором после выявления им достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное постановление соответствует положениям статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Наказание назначено в размере ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией, является обоснованным и справедливым, соответствующим задачам законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания.
При пересмотре дела по жалобам судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводам жалоб дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области N29-24-43-34 (132) от 23 октября 2019 года, решение судьи Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 11 февраля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 25 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Династия" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Династия" Маликова Д.И. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.