Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2021 г. по делу N 16-493/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника Кац Р.Ю. на постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-04/41 от 27 ноября 2019 года, решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 27 января 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 13 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Капитал - 3", установил:
постановлением исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-04/41 от 27 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 27 января 2020 года, решением судьи Пермского краевого суда от 13 мая 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Капитал - 3" (далее - ООО "Капитал - 3"), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 255 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Капитал - 3" Кац Р.Ю. выражает несогласие с указанными выше постановлением считая незаконным, просит его отменить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Капитал-3", является арендатором лесного участка на территории Кизеловского лесничества государственного казенного учреждения Пермского края "Управление лесничествами Пермского края" на основании договора аренды от 25 декабря 2009 года N 439.
В период с 31 декабря 2016 года по 30 декабря 2017 года, согласно лесной декларации от 19 декабря 2016 года (вх. N 5097/7) ООО "Капитал-3" осуществляло заготовку древесины способом выборочных рубок на делянке 2 в выделах 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества (площадь лесосеки в соответствии с лесной декларацией - 50, 2 га).
Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 10 января 2018 года N СЭД-30-01-25.4-35 ООО "Капитал-3" согласовано изменение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесному участку, расположенному на делянке 2 в выделах 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества в части продления на срок до 24 декабря 2018 года.
При проведении контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве, с целью контроля за незаконными рубками, на основании приказа Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-699 от 07 июня 2019 года, должностными лицами Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края и Кизеловского лесничества, натурными осмотрами лесосеки, проведенными 18, 20 и 25 июня 2019 года был установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины на делянке 2 в выделе 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества в период с 31 декабря 2016 года по 24 декабря 2018 года, выразившийся в превышении разрешенного объема рубки лесных насаждений, а также в рубке деревьев, не предназначенных для рубки: деревьев породы "ель" в объеме 477, 7 м3.
Эти обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления должностным лицом о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции, рассматривающие жалобы общества на постановление о назначении ему административного наказания, с выводами должностного лица согласились. Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние общества, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.
Ссылка в жалобе на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 по делу N А50-414/2020 в котором указано на нарушение порядка проведения проверки Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в отношении ООО "Капитал-3" не нашла своего подтверждения в ходе производства по делу и признается несостоятельной.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.12.2020 по делу N А50-414/2020 названные выводы суда апелляционной инстанции признаны ошибочными. В постановлении указано, что оспариваемые проверочные мероприятия проводились в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, которые не содержат запрета на проведение уполномоченным органом осмотров мест рубок после того, как произведено освидетельствование лесничеством при приемке лесосеки.
В целом доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-04/41 от 27 ноября 2019 года, решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 27 января 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 13 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Капитал - 3" оставить без изменения, жалобу защитника Кац Р.Ю. без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.