Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2021 г. по делу N 16-510/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника директора ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" Тавризян Юлии Борисовны - Онучина Александра Николаевича на постановление начальника 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю "данные изъяты" от 11 февраля 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда города Перми от 28 мая 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 27 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" Тавризян Юлии Борисовны, установил:
постановлением начальника 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю "данные изъяты" от 11 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Перми от 28 мая 2020 года и решением судьи Пермского краевого суда от 27 июля 2020 года, должностное лицо - директор ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" Тавризян Ю.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник директора ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" Тавризян Ю.Б. - Онучин А.Н. выражает несогласие с постановлением и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
В отзыве на жалобу отделение надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Ленинскому району 1 ОНПР по г.Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю просит постановление должностного лица и судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Тавризян Ю.Б. - Онучина А.Н. - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что на основании распоряжения начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю N 1217 от 22 октября 2019 года, в период 20 декабря 2019 года с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, 27 декабря 2019 года инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Свердловскому району и поселку Новые Ляды 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея", в здании галереи по адресу: г.Пермь, Комсомольский проспект, 4, принадлежащим на праве безвозмездного пользования ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея".
Согласно пункту 4.1 договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 30 декабря 2014 года заключенного с религиозной организацией "Пермская Епархия Русской православной церкви", ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возложена на ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея".
В ходе проведенной выездной проверки установлено, что ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея", в занимаемом помещении, нарушены следующие требования пожарной безопасности:
- открытие двери эвакуационного выхода из выставочного зала N1 в сторону здания РО "Пермская Епархия РПЦ" не по ходу эвакуации (п.4.2.6 СП 1.13130.2009, п.6.17 СНиП21-01-97);
- ширина марша служебной лестницы менее 0, 9 м. (по факту 0, 75 м.) (п.6.29 СНиП21-01-97);
- отсутствие в помещение хранилищ автоматической системы пожаротушения (табл.3 п.29 НПБ 110-03);
- подвальный этаж сообщается с первым этажом внутренней лестницей не огражденной противопожарной перегородкой 1 типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (п.7.23 СНиП21-01-97);
-лестницы, ведущие на колокольню, в хранение, библиотеку не имеют требуемого предела огнестойкости R45 (п.5.19 табл.4 СНиП21-01-97).
По результатам проверки составлен акт проверки N 1217 от 27 декабря 2019 года, в котором зафиксированы, вышеуказанные нарушения. В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" составлен протокол N 6 от 15 января 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 11 февраля 2020 года уполномоченным должностным лицом - начальником 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю "данные изъяты" должностное лицо - директор ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" Тавризян Ю.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения должностным лицом Тавризян Ю.Б. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В настоящем случае установлено, что положения договора, с учетом нормативных требований статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", прямо возлагают на ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что должностным лицом Тавризян Ю.Б. предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Ссылки на недостаточность финансирования не указывают на наличие обстоятельств, исключающих возможность привлечения должностного лица к административной ответственности при наличии установленных обстоятельств события и состава административного правонарушения.
При этом указания о направлении заявок на выделение средств на выполнение ранее выданного предписания государственного пожарного надзора в адрес Министерства культуры Пермского края не свидетельствуют об обратном.
При данных обстоятельствах учитывая, что вина директора ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" Тавризян Ю.Б. в совершении правонарушения должностным лицом административного органа установлена, руководитель юридического лица является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях должностного лица признаков состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Вопреки доводам жалобы, возведение здания занимаемого ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" в 1820 году, с переустройством под галерею в 1933 году, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при эксплуатации здания и от обязанности по принятию мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Доводы жалобы основанием для отмены, изменения состоявшихся по делу постановления и судебных актов не являются, были предметом проверки судей и получили надлежащую правовую оценку.
В жалобе не приводятся ссылки на новые обстоятельства, которые не были бы предметом оценки нижестоящих инстанций.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия должностного лица Тавризян Ю.Б. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами не установлено. Как установлено судебными инстанциями и не отрицается заявителем в жалобе, общество извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении должностного лица Тавризян Ю.Б. не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьей городского суда, а затем судьей краевого суда, дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы защитника должностного лица была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанций, достаточным образом мотивированны.
При пересмотре дела об административном правонарушении по жалобам на постановление лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях принимал участие защитник должностного лица. Права обосновывать позицию по делу, как и других процессуальных прав, лицо, привлекаемое к ответственности, лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю "данные изъяты" от 11 февраля 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда города Перми от 28 мая 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 27 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" Тавризян Юлии Борисовны, оставить без изменения, жалобу защитника директора ГКБУК "Пермская государственная художественная галерея" Тавризян Юлии Борисовны - Онучина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.