Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чистяковой Н.И, судей Симаковой И.Н, Нарской М.Ю, при секретаре Петровец А.А, с участием:
прокурора Помазкиной О.В, защитника-адвоката Максимовой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого Беляева О.М. о пересмотре приговора мирового судьи судебного участка N 2 Верещагинского судебного района Пермского края от 11 февраля 2020 года, согласно которому
Беляев Олег Михайлович, родившийся "данные изъяты"
"данные изъяты", гражданин "данные изъяты", судимый:
- 01 апреля 2013 года Верещагинским районным судом Пермского края по ч. 1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 08 лет.
03 июля 2018 года на основании постановления Губахинского городского суда Пермского края от 20 июня 2018 года освобождённый условно-досрочно на срок 02 года 06 месяцев 17 дней, осуждён по ч. 1 ст. 119 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок десять месяцев.
В соответствии с п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение по приговору Верещагинского районного суда Пермской области от 01 апреля 2012 года.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Верещагинского районного суда Пермской области от 01 апреля 2012 года, Беляеву О.М. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок два года десять месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу с зачётом на основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ времени содержания Беляева О.М. под стражей с 11 февраля 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчёта один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
По делу разрешена судьба вещественного доказательства - напольные весы, хранящиеся в МО МВД России "Верещагинский", решено передать потерпевшей "данные изъяты" распределены процессуальные издержки.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался, вступил в законную силу 22 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Симаковой И.Н. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на неё, выступления адвоката Максимовой В.Г, поддержавшей изложенные в кассационной жалобе доводы, прокурора Помазкиной О.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беляев О.М. признан виновным в том, что 04 сентября 2019 года в г. Верещагино Пермского края при обстоятельствах, изложенных в приговоре, угрожал убийством "данные изъяты" при наличии у последней оснований опасаться осуществления этой угрозы.
В кассационной жалобе осуждённый Беляев О.М, не оспаривая вину и квалификацию содеянного, ставит вопрос об изменении приговора в части назначенного наказания. По мнению осуждённого, суд необоснованно не признал в качестве смягчающих наказание обстоятельств его активное способствование раскрытию преступления и явку с повинной, при этом признал отягчающим наказание обстоятельством совершение им преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, несмотря на то, что каких-либо доказательств, подтверждающих его нахождение в состоянии опьянения, кроме его собственного признания, представлено не было. Кроме того, полагает, что, учитывая при назначении наказания в качестве данных о личности то, что он привлекался к административной ответственности, и преступление совершено им в период условно-досрочного освобождения, суд фактически учёл эти обстоятельства в качестве отягчающих, эти же обстоятельства учтены при отмене условно-досрочного освобождения и назначении наказания по правилам ст. 70 УК РФ.
В возражениях на данную жалобу и дополнении к ним и.о. прокурора Верещагинского района Курдоякова Н.В. полагает доводы осуждённого несостоятельными, назначенное Беляеву О.М. наказание соответствующим требованиям уголовного закона, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Уголовное дело в отношении Беляева О.М. рассмотрено судом в особом порядке судебного разбирательства, установленном гл. 40 УПК РФ.
Требования, предъявляемые законом для рассмотрения дела в указанном порядке, судом соблюдены. Суд проверил, что ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке заявлено Беляевым О.М. добровольно, после консультации с адвокатом, при этом осуждённый осознаёт последствия удовлетворения этого ходатайства. Суд также убедился в обоснованности предъявленного Беляеву О.М. обвинения и правильно квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 119 УК РФ.
Назначая Беляеву О.М. наказание в виде лишения свободы, суд в соответствии со ст. ст. 6, 43 и 60 УК РФ учёл характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности осуждённого, которые перечислил в приговоре, влияние назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
Оснований для признания смягчающими наказание обстоятельствами явки с повинной и активного способствования Беляевым О.М. раскрытию преступления, несмотря на доводы осуждённого в жалобе, у суда первой инстанции не имелось, поскольку таковых обстоятельств по делу не установлено.
Признание Беляевым О.М. вины, дача им признательных показаний сами по себе не свидетельствуют об активном способствовании раскрытию и расследованию преступления в том смысле, как это предусмотрено п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ.
При этом занятая Беляевым О.М. позиция по делу не осталась без внимания суда, который учёл признание вины в качестве смягчающего наказание обстоятельства в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ наряду с примирением с потерпевшей и состоянием здоровья.
Преступление небольшой тяжести совершено Беляевым О.М. в период неснятой и непогашенной судимости за ранее совершённое умышленное особо тяжкое преступление, в связи с чем суд, руководствуясь требованиями ч. 1 ст. 18 УК РФ, установилв его действиях рецидив преступлений, который в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 63 УК РФ правомерно признал отягчающим наказание обстоятельством.
С учётом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного суд правомерно признал обстоятельством, отягчающим наказание, и совершение Беляевым О.М. преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя (ч. 1.1 ст. 63 УК РФ), поскольку это состояние оказало влияние на поведение осуждённого, способствовало формированию преступного умысла, снижению внутреннего контроля за своим поведением и критики к собственным действиям.
Закон вопреки доводам жалобы в данном случае не требует прохождения медицинского освидетельствования либо получения экспертного заключения на этот счёт. Нахождение лица в состоянии алкогольного опьянения может быть подтверждено как медицинскими документами, так и показаниями потерпевшего, свидетелей, иными доказательствами, в том числе показаниями потерпевшей, свидетелей и самого подсудимого.
В материалах уголовного дела содержатся показания потерпевшей "данные изъяты" о том, что в состоянии опьянения Беляев О.М. становился крайне агрессивным, что и послужило причиной отказа потерпевшей от совместного с осуждённым проживания, показания самого осуждённого о распитии спиртного 04 сентября 2019 года, их показания об обстоятельствах совершения преступления, свидетельствующие о том, что оно совершено под влиянием алкоголя. Факт нахождения в состоянии алкогольного опьянения Беляев О.М. не оспаривал, в судебном заседании пояснил, что обвинение, содержащее указание о совершении преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, ему понятно, он с ним согласен. Также пояснил, что если бы он не находился в состоянии опьянения, то преступления бы не совершил.
Таким образом, выводы суда о том, что именно состояние опьянения, вызванное употреблением алкоголя, в которое осуждённый сам себя привёл, ослабило его внутренний контроль и спровоцировало противоправное поведение и, как следствие, о необходимости учёта указанного обстоятельства в качестве отягчающего наказание основаны на материалах дела. Соответствующий вывод суд мотивировал.
Ввиду наличия отягчающих наказание обстоятельств правовые основания для применения при назначении наказания положений ч. 6 ст. 15 УК РФ отсутствуют.
Исключительные обстоятельства, связанные с целями, мотивами преступления, данными о личности осуждённого, позволяющие назначить Беляеву О.М. наказание с применением положений ст. 64 УК РФ, судом не установлены, при этом учтены все обстоятельства, влияющие на назначение наказания.
Назначенное Беляеву О.М. наказание за совершённое преступление по своему виду и размеру соответствует требованиям уголовного закона, определено в пределах санкции ч. 1 ст. 119 УК РФ с учётом ч. 5 ст. 62 УК РФ, а также конкретных обстоятельств дела, сведений о личности осуждённого, иных имеющих существенное значение обстоятельств, является соразмерным содеянному.
Поскольку Беляев О.М. совершил тяжкое преступление в период условно-досрочного освобождения за ранее совершённое преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ, суд в соответствии с п. "б" ч. 7 ст. 79 УК РФ правомерно отменил условно-досрочное освобождение по приговору от 01 апреля 2013 года и назначил окончательное наказание по правилам ст. 70 УК РФ.
Каких-либо обстоятельств, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве подлежащих учёту, но не принятых во внимание судом, из уголовного дела не усматривается.
Несмотря на заявления осуждённого, одни и те же обстоятельства неоднократно при назначении наказания судом не учтены, судом не придан характер отягчающих наказание обстоятельств каким-либо, в том числе указанным осуждённым в жалобе, данным о личности Беляева О.М.
Вид исправительного учреждения для отбывания осуждённым наказания назначен судом в соответствии с требованиями п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы осуждённого не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения приговора ввиду ошибочного указания судом даты вынесения предыдущего приговора, даты условно-досрочного освобождения Беляева О.М. от отбывания наказания по нему и, как следствие, неверного указания сведений о приговоре, неотбытая часть наказания по которому присоединена к наказанию, назначенному обжалуемым приговором по ч. 1 ст. 119 УК РФ.
Как видно из уголовного дела, по ч. 1 ст. 105 УК РФ Беляев О.М. осуждён приговором Верещагинского районного суда Пермского края, вынесенным 01 апреля 2013 года (л.д. 110-112), а не 01 апреля 2012 года, как указано в обжалуемом приговоре. Условно-досрочно от отбывания назначенного этим приговором наказания Беляев О.М. на основании постановления Губахинского городского суда Пермского края от 20 июня 2018 года был освобождён 03 июля 2018 года (л.д. 19, 104), а не 04 июля 2018 года.
Учитывая, что данные о судимости имеют значение для назначения наказания, в том числе исчисления сроков его отбывания, определения неотбытой части наказания, судебная коллегия считает необходимым правильно указать даты предыдущего приговора и условно-досрочного освобождения Беляева О.М. от отбывания наказания по нему.
Иных нарушений закона, повлиявших на исход дела, не допущено, оснований для отмены либо внесения других изменений в состоявшийся в отношении Беляева О.М. приговор не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор мирового судьи судебного участка N 2 Верещагинского судебного района Пермского края от 11 февраля 2020 года в отношении Беляева Олега Михайловича изменить.
Правильно указать дату приговора - 01 апреля 2013 года, вместо ошибочно указанной 01 апреля 2012 года, а также дату условно-досрочного освобождения - 03 июля 2018 года, вместо ошибочно указанной 04 июля 2018 года.
В остальной части этот же приговор оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого Беляева О.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.