Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Ермолаевой Л.П, Загайновой А.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 13 мая 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-4945/2019 по иску АО "Пермский научно-исследовательский технологический институт" к администрации города Перми о признании частично недействующим нормативного правового акта.
заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
акционерное общество "Пермский научно-исследовательский технологический институт" (далее по тексту административный истец АО "ПНИТИ") обратилось с административным иском к администрации города Перми (Администрация), с требованием о признании Постановления администрации г. Перми от 26.09.2014 года N 666 "Об утверждении документации по планировке территории ул. Героев Хасана от ул. Хлебозаводская до ул. Чкалова в Свердловском районе г. Перми" (далее по тексту Постановление), в части установления красных линий, проходящих по земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты" и с кадастровым номером "данные изъяты", и объекту недвижимости - 1-этажному зданию РСУ общей площадью 357, 20 кв.м. (Лит. АА), условный номер "данные изъяты", рас положенным по адресу: "данные изъяты" - недействующим, а также взыскании затрат на оплату государственной пошлины.
В обоснование административный истец указал, что является собственником земельных участков по адресу: "данные изъяты", в том числе: участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 1899 кв.м, участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 18887, 65 кв.м; а также расположенных на данных участках зданий. Оспариваемым постановлением администрации г. Перми, утвержден чертеж N 1 к проекту планировки территории, которым нанесены красные линии. Данные линии установлены без учета фактического землепользования и проведены по земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", а так же пересекают находящиеся на них объекты недвижимости, что нарушает права административного истца как собственника данных объектов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми, ООО "Институт региональной стратегии", МКУ "Пермблагоустройство".
Решением Ленинского районного суда Перми от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 13 мая 2020 года, требования административного истца удовлетворены. Постановление Администрации г. Перми от 26.09.2014 года N 666 "Об утверждении документации по планировке территории ул. Героев Хасана от ул. Хлебозаводская до ул. Чкалова в Свердловском районе г. Перми", в части установления красных линий, проходящих по земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты" и с кадастровым номером "данные изъяты", и объекту недвижимости - 1-этажному зданию РСУ общей площадью 357, 20 кв.м. (Лит. АА), условный номер "данные изъяты", расположенным по адресу: "данные изъяты", признано недействующим.
Не согласившись с судебными актами, Администрация (далее так же - заявитель) обратилась в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, поступившей в суд первой инстанции 14.08.2020, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов, обстоятельствам административного дела. Ссылаясь на положения статей 9, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, автор жалобы указывает, что территориальное планирование является планирование на долгосрочную перспективу, при этом положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки и не содержат требований об учете фактического использования земельных участков. Поскольку документы территориального планирования рассчитаны на долгосрочные перспективы развития территории, полагает, что установление красной линии не нарушает прав административного истца.
В суде кассационной инстанции представитель административного истца Швецов А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая основания для отмены судебных актов отсутствующими.
Прокурором Трошкиной А.В. дано заключение о соответствии оспариваемых решений нормам действующего законодательства и отсутствии оснований для их отмены.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Судами установлено, что акционерному обществу "ПНИТИ" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную территорию и "данные изъяты" категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под 1-этажное здание РСУ.
На земельном участке "данные изъяты" расположен объект недвижимости: 1-этажное здание РСУ, назначение - нежилое, общая площадь 357, 20 кв.м. (лит. АА), кадастровый (условный) номер "данные изъяты", на земельном участке "данные изъяты" расположено 2-этажное производственное здание службы ОМТС (лит. Ч), общая площадь 276, 1 кв.м, кадастровый (условный) номер "данные изъяты".
Данные объекты также находятся в собственности АО "ПНИТИ".
Постановлением администрации г.Перми от 26.09.2014 года N 666 "Об утверждении документации по планировке территории по ул. Героев Хасана от ул. Хлебозаводской до ул. Чкалова в Свердловском районе г. Перми", утверждены: проект планировки территории по ул. Героев Хасана от ул. Хлебозаводской до ул. Чкалова в Свердловском районе г. Перми; проект межевания территории по ул. Героев Хасана от ул. Хлебозаводской до ул. Чкалова в Свердловском районе г. Перми, в составе которых утверждены приложение N1 "Схема расположения красных линий по магистральной улице "Чкалова-Старцева" и приложение N 2 "Ведомость координат красных линий магистральной улицы "Чкалова-Старцева" на участке от ул. Куйбышева до бульвара Гагарина".
Постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь" N 7130.09.2014 года.
Заключением кадастрового инженера Толстиковой К.А. подтверждено прохождение установленных названными нормативными актами красных линий по территории земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты", в том числе: установленные красные линии делят земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" таким образом, что находящийся на нем объект недвижимости - здание с кадастровым "данные изъяты" находится на территории общего пользования; красная линия, проходящая по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" пересекает объект недвижимости - здание с кадастровым номером "данные изъяты"
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что утвержденная постановлением администрации г. Перми от 26.09.2014 года N 666 документация по планировке территории в части установления красных линий, проходящих по земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты" и с кадастровым номером "данные изъяты" не соответствует положениям пункта 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующего единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов и пункта 12.4 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющего процедуру согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, границ зон планируемого размещения объектов.
Изучив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, наряду с установлением соответствия оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе, по планировке территории и находится в совестном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Нормой статьи 41 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
К видам документации по планировке территории согласно части 5 статьи 41 ГрК РФ отнесены проект планировки территории, проект межевания территории.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В силу части 6 статьи 43 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 ГрК РФ). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2, 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
По смыслу названной нормы к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
Таким образом, указание сведений о земельных участках, подлежащих изъятию в проекте планировки и межевания территории и согласование его с указанными органами является императивным требованием градостроительного законодательства.
Суды установив, что в рассматриваемом случае проект межевания, утвержденный в составе проекта планировки территории, не содержит сведений о земельных участках, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, при том, что часть принадлежащих административному истцу земельных участков в соответствии с установленными указанными проектами красными линиями отнесена к территории общего пользования, пришли к верному выводу о несоответствии постановления администрации в оспариваемой части требованиям градостроительного законодательства и нарушении данным актом прав административного истца.
Доводы подателя жалобы, согласно которым положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории и не содержат требований об учете фактического использования земельных участков, основаны на ошибочном понимании норм действующего градостроительного законодательства в силу чего подлежат отклонению.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам административного дела, в силу чего решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии областного суда подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 13 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13.11.2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.