Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Загайновой А.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска на решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июня 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-793/2020 по административному иску администрации г. Ханты-Мансийска к Службе жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, Государственному жилищному инспектору Ханты-Мансийского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры Сосновскому Олегу Николаевичу о признании незаконным предписания, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
администрация города Ханты-Мансийска обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным предписание Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры от 30 декабря 2019 года N 16-671/ЖН-2019.
В обоснование административного искового заявления указала, что оспариваемым предписанием на истца возложена обязанность принять решение межведомственной комиссии по акту Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2019 года N 04 о результатах проведения мероприятия по государственному контролю в отношении здания общежития N "данные изъяты" в соответствии с пунктом 46 или 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением правительства
Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение N47). Полагает предписание незаконным как не соответствующего требованиям вышеуказанного постановления Правительства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска (далее - Департамент).
Решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, поступившей в суд первой инстанции 25.08.2020, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять новое решение о признании предписания Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры незаконным. Податель жалобы полагает изложенные в судебных актах выводы о законности оспариваемого Предписании от 30 декабря 2019 года N 16-671/ЖН-2019 противоречащими пункту 45 (1) Положения N47 и принятыми без учета обстоятельств того, что спорное здание не является многоквартирным домом, а является общежитием, расположено на земельном участке, находящемся в собственности сторонней организации и что законодательство не позволяет осуществить за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска финансовое обеспечение проведения обследования.
Административные истец, ответчик и заинтересованное лицо в суд кассационной инстанции не явились, представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведено мероприятие по государственному контролю в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Ханты-Мансийск, "данные изъяты"
По результатам мероприятия 17 января 2019 года составлен акт N 04, который был направлен письмом от 18 января 2019 года N 27.16-Исх-86 в администрацию города Ханты-Мансийска для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия решения.
Согласно данному акту в результате мероприятия было установлено, что помещения общежития не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению согласно пунктам 10, 12, 13, 15 и 22 раздела 11 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства от 28 января 2006 года N 47.
В соответствии с протоколом N 3 заседания межведомственной комиссии от 15 февраля 2019 года по вопросу N 5, по результатам рассмотрения акта N 04 комиссия решилапредложить собственникам жилых помещений в здании общежития предоставить документы, указанные в пункте 45 Положения N 47, в то числе заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключение специализированной организации по результатам обследования многоквартирного жилого дома, а также документы, подтверждающие отнесение здания общежития к многоквартирному жилому дому.
В соответствии с приказом Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2019 года в период с 26 декабря 2019 года по 30 декабря 2019 года проведена внеплановая документарная проверка администрации города Ханты-Мансийска с целью установления фактов, изложенных в обращении к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, поступивших в Службу о нарушении администрацией города Ханты-Мансийска при оценке многоквартирного жилого дома "данные изъяты" города Ханты-Мансийска законодательства по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (решение Межведомственной комиссии для оценки соответствия установленным требованиям жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, жилищного фонда, находящегося на территории города Ханты-Мансийска, Протокол от 15 февраля 2019 года N 3).
По результатам проверки составлен акт проверки от 30 декабря 2019 года и вынесено предписание N 16-671/ЖН-2019, согласно которому администрации г. Ханты-Мансийска предписано в срок до 30 января 2020 года принять решение межведомственной комиссии по акту Службы жилищного и строительного надзора ХМАО - Югры N 04 от 17.01.2019г. в соответствии с пунктом 46 или 47 Положения N 47.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание издано в пределах предоставленных Службе жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры полномочий, соответствуют требованиям законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органы государственного жилищного надзора наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения оценки состояния жилого помещении и основания признания его непригодным для проживания, признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или подлежащим сносу установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ N47 от 28.01.2006.
Согласно пункту 42 Положения N47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 47 Положения N47 по результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе: о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что изложенное в протоколе заседания межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения органа государственного надзора.
Поскольку обязанность по принятию межведомственной комиссией по результатам рассмотрения заключения органа государственного надзора (контроля) одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения в отношении вышеуказанного жилого помещения выполнена не была, вывод судов о правомерности выданного предписания является верным.
Доводы подателя кассационной жалобы о противоречии оспариваемого Предписания пункту 45 (1) Положения N47, а так же доводы о том, что спорное здание не является многоквартирным домом, расположено на земельном участке, находящемся в собственности сторонней организации и что законодательство не позволяет осуществить за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска финансовое обеспечение проведения обследования являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и правомерно ими опровергнуты со ссылкой на пункт 2 Положения N 47, пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым действия Положения распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от форм их собственности.
Выводы судов о законности оспариваемого предписания и отсутствии нарушения прав административного истца соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска - без удовлетворения
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20.10.2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.