Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ермолаевой Л.П., рассмотрев кассационную жалобу Карпенко Людмилы Викторовны на апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03 августа 2020 года, вынесенное по административному делу N3а-478/2019, по административному исковому заявлению Карпенко Людмилы Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Правительству Свердловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ:
решением Свердловского областного суда от 08 19 декабря 2019 года административные исковые требования Карпенко Людмилы Викторовны "данные изъяты" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Правительству Свердловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворены, кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Карпенко Л.В, установлена равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб. на основании результатов экспертизы, которая была назначена и проведена при рассмотрении административного дела.
В апелляционном порядке решение истцом не обжаловалось.
25.02.2020 истец обратился в суд с заявлением о возмещении понесенных в связи с рассмотрением этого административного дела судебных расходов по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 16 000 рублей, оплаты государственной пошлины 300 рублей.
Определением Свердловского областного суда от 27 мая 2020 года заявление представителя административного истца по вопросу о возмещении судебных издержек удовлетворено. Суд взыскал с Правительства Свердловской области в пользу Карпенко Людмилы Викторовны судебные расходы в размере 16 300 рублей.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03 августа 2020 года определение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Карпенко Л.В. о возмещении судебных расходов, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определении отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обосновании доводов жалобы указывает на то, что в силу постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.200 N316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" ФГБУ "ФКП Росреестра" не является органом утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, в связи, с чем судебные расходы подлежат взысканию с Правительства Свердловской области
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Таким образом, приведенные положения процессуального законодательства позволяют установить, что общим принципом распределения судебных расходов выступает принцип возмещения судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Как видно из материалов дела, административный иск был предъявлен Карпенко Л.В. к административным ответчикам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Правительству Свердловской области.
Мотивируя вывод о том, что судебные расходы, понесенные истцом по настоящему административному делу, подлежат взысканию только с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Уральскому федеральному округу, суд апелляционной инстанции сослался на положения абзаца 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем, в абзаце 1 указанного пункта названного Постановления также разъяснено, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
При этом разъяснения по вопросу распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости приведены в пункте 31 данного Постановления, в абзаце втором которого указано, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в РФ).
Порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости регулируется положениями статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в РФ.
Согласно абзацу первому статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в РФ в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Таким образом, данной нормой под утверждением результатов определения кадастровой стоимости понимается принятие уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления нормативного правового акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, предусматривающего также удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации.
При этом статья 24.19 названного Федерального закона, напротив, не предусматривает порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости, а устанавливает возможность определения кадастровой стоимости конкретных объектов недвижимости, в частности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Согласно данной статье Закона об оценочной деятельности в РФ определение в указанных в ней случаях кадастровой стоимости конкретных объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (абзац 1).
Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (абзац 3).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно представленной в материалах административного дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 сентября 2019 года, государственный кадастровый учет принадлежащего административному истцу объекта недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, "данные изъяты" был осуществлен 21 января 2014 года.
Кадастровая стоимость данного здания, была определена, на основании акта филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Уральскому федерального округу от 23 января 2014 года.
На момент принятия указанного акта действовал Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113 (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514).
Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось, что кадастровая стоимость здания определяется, по общему правилу, путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.
Согласно вышеназванному акту от 23 января 2014 года, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости была определена данным учреждением в соответствии с указанным порядком исходя из удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2012 года N1593-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области".
Данным нормативным актом указанного органа исполнительной власти Свердловской области были утверждены также средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) (приложение N 2) и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населенных пунктов, муниципальных районов, городских округов Свердловской области (приложение N 3).
Таким образом, с учетом указанных выше положений статей 24.17 и 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, с которого, в силу приведенных разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, могут быть взысканы судебные расходы в пользу административного истца при удовлетворении его требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким государственным органом является Правительство Свердловской области, обоснованно привлеченное к участию в настоящем административном деле в качестве административного ответчика.
В связи с изложенным судом апелляционной инстанции были неправильно применены указанные выше нормы материального права, пришедшего к необоснованному выводу о том, что обязанность по возмещению истцу судебных расходов, понесенных в связи с оспариванием кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", должна быть возложена на ФГБУ "ФКП Росреестра".
Установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов истца, судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03 августа 2020 года отменить, оставить в силе решение Свердловского областного суда от 27 мая 2020 года.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.