Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Зариповой Ю.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 02 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 08 июля 2020 года по административному делу N 2а-528/2020 по административному исковому заявлению Смольниковой Алины Сергеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации прав, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
Смольникова А.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности устранить нарушение права.
Заявленные требования мотивировала тем, что 09.12.2019 она обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание - жилой дом. По результатам рассмотрения заявления Краснокамским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Пермскому краю принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Причиной приостановления указано основание, предусмотренное п. 22 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений. Данное решение считает незаконным, поскольку строительство индивидуального жилого дома осуществлено административным истцом с соблюдением всех необходимых требований и процедур и не может быть признано самовольным.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 02 марта 2020 года требования административного истца удовлетворены. Суд первой инстанции признал незаконным решение Управления Росреестра по Пермскому краю о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 03.02.2020 NКУВД-001/2019-15798126/2 и возложил на Управление Росреестра по Пермскому краю обязанность решить вопрос в соответствии с законом о постановке на государственный кадастровый учет здания - жилого дома и государственной регистрации права собственности Смольниковой Алины Сергеевны в установленном порядке и сроки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Пермскому краю обратилось в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 04.09.2020, в которой просит отменить судебные акты. Автор жалобы, ссылаясь на положения Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, а так же положения Федеральных законов "О личном подсобном хозяйстве" и "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указывает, что земельный участок, на котором возведен спорный жилой дом, образован из земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты и не предусмотрена возможность возведения объектов капитального строительства. Изменение органом местного самоуправления вида разрешенного использования земельного участка без соблюдения предшествующей процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую, по мнению подателя жалобы, не может повлечь за собой несоблюдение требований законодательства при осуществлении учетно-регистрационных действий.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Пермскому краю Тутынина О.И. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям.
Представитель административного истца Баракин А.Е, с доводами жалобы не согласился, полагая основания для отмены судебных актов отсутствующими.
Административный истец Смольникова А.С, заинтересованное лицо - администрация Краснокамского городского округа в заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Судами установлено, что Смольникова А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1000+/-22 кв. м, расположенного по адресу: "данные изъяты" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование участка - садовые и дачные дома, на основании договора купли-продажи от 25.09.2019.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Думы Оверятского городского поселения N 21 от 28.04.2011, с учетом изменений, внесенных решением Думы Оверятского городского поселения от 26.07.2017 N33 территория ДНТ "Никитино" отнесена к территориальной зоне Ж-5 "Ведение дачного хозяйства".
09.12.2019 административным истцом подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: "данные изъяты".
К заявлению административным истцом были приложены технический план здания и чек об уплате государственной пошлины.
20.12.2019 осуществление учетно-регистрационных действий было приостановлено на основании п. 7, 22 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) в связи с нарушением п. 11, 51 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений"; несоответствии вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен заявленный к регистрации объект.
10.12.2019 и 29.01.2020 в регистрирующий орган были дополнительно представлены технические планы здания от 08.11.201 и от 24.01.2020.
03.02.2020 государственным регистратором "данные изъяты" было подготовлено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 20 марта 2020 (л.д. 16-19).
Основанием приостановления кадастрового учета, как указано в оспариваемом решении административного ответчика от 03.02.2020 явилось обстоятельство того, что спорный земельный участок образован из земель, относящихся к землям сельскохозяйственных угодий, разрешенное использование данных земель может быть изменено только после перевода их в другую категорию, изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на сельскохозяйственных угодьях земель сельскохозяйственного назначения, правообладателем самостоятельно осуществлено быть не может, учитывая невозможность установления градостроительных регламентов для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по мотиву не соответствия возведенного объекта виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), поскольку спорный участок расположен в зоне Ж-5 к основным видам разрешенного использования которой отнесено - "Ведение дачного хозяйства - Размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей)".
С данными выводами городского суда согласился суд апелляционной инстанции.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно названной норме осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в числе прочего в случае, если: созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений (пункт 22).
Органом государственной регистрации установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован путем раздела из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений). Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован путем перераспределения из земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" (земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений), "данные изъяты" (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений). Поставлен на государственный кадастровый учет 20.06.2016.
В свою очередь земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" образованы путем выдела земельных долей из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для использования в сельскохозяйственном производстве) в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Поставлены на государственный кадастровый учет 27.10.2006.
Оценив названные сведения, Управление Росреестра пришло к выводу о том, что возведение объекта недвижимости с заявлением о государственной регистрации прав на который обратился истец, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем согласно данным Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", поименован как - "садовые и дачные дома", что указывает на формирование земельного участка с целью размещения именно таких домов.
Делая вывод в рамках проведения правовой экспертизы об отсутствии правовых оснований установления данного вида разрешенного использования земельного участка, регистрирующий орган, по существу, оспаривает правомерность ранее внесенных в ЕГРН сведений.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Орган государственной регистрации не уполномочен на оспаривание содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на учтенные объекты.
Поскольку зарегистрированные права на земельный участок не оспорены, правоустанавливающие документы недействительными в судебном порядке не признаны, оснований для их критической оценки у органа государственной регистрации не имелось.
Отклоняя довод ответчика о том, что установленный вид разрешенного использования "садовые и дачные дома" не соответствует категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", суды исходили из того, что данное обстоятельство не охватывает материально-правовые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с п.22 ч.12 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу абз. 4 ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) установлено, что садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п.1 ст. 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными (п. 7 ст. 54 Закона N 217-ФЗ).
Отнесение земельного участка к садовому участку в понятии Закона N 217-ФЗ возможно при соблюдении следующих условий:
указанный земельный участок предоставлен для целей ведения гражданами садоводства для собственных нужд в соответствии с Законом N 217-ФЗ либо Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан";
в соответствии с документацией по планировке территории либо иным документом, предусмотренным частью 28 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, указанный земельный участок включен в границы территории ведения садоводства.
Суды, установив наличие проекта организации и застройки территории ДНТ "Никитино", утвержденного Главой администрации Оверятского городского поселения 15.11.2016, в границах которой расположен спорный земельный участок, и которая, согласно указанному проекту, предназначена для возведения жилых дачных домов, пришли к верному выводу об отсутствии у Управления Росреестра на момент вынесения оспариваемого решения оснований для приостановления государственной регистрации по мотиву несоответствия возведенного объекта недвижимости виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы административного ответчика.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснокамского городского суда Пермского края от 02 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 08 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 09.11.2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.