Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П, Зариповой Ю.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июня 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-2916/20 по административному иску Тинахаева Фархада Али оглы к УМВД России по ХМАО-Югре о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы
УСТАНОВИЛА:
Тинахаев Фархад Али оглы (далее - административный истец, Тинахаев Ф.А.о.) обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный ответчик, УМВД России по ХМАО-Югре) о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что в отношении него Управлением МВД России по ХМАО-Югре от 05.02.2020 на основании пп.8 п.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" принято решение об аннулировании ранее выданного разрешение на временное проживание за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. С решением не согласен, считает его незаконным, указывая, что зарегистрирован на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно выписке из банка "Точка ПАО Банка "Открытие" за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 по расчетному счету, открытому на его имя, проходили счета на сумму 198 500 рублей, что подтверждает его трудовую деятельность. Оспариваемое решение затрагивает права и интересы так же его семьи в составе жены и несовершеннолетнего ребенка, являющихся гражданами Российской Федерации, так как доход от деятельности индивидуального предпринимателя является единственным доходом семьи.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июня 2020 года, административные исковые требования удовлетворены. Суд признал решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28.01.2020 об аннулировании ранее выданного разрешение на временное проживание гражданину "данные изъяты" Тинахаеву Фархаду Али оглы в Российской Федерации незаконным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УМВД России по ХМАО-Югре (далее так же - заявитель) обратилось в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, поступившей в суд первой инстанции 08.09.2020, в которой просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда, обстоятельствам административного дела. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в нарушение норм действующего законодательства административный истец не представил документов, подтверждающих наличие дохода иностранного гражданина в течении очередного года со дня получения на временное проживание, равно как документов, подтверждающих наличие достаточных средств в размерах, позволяющих себя содержать и, не прибегая к помощи государства, в тот же юридически значимый период. Доказательств, чрезмерного и неоправданного вмешательства в личную жизнь и семейную жизнь административным истцом не представлено. Таким образом, решение административного ответчика является законным и правомерным.
Лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Тинахаев Фархад Али оглы, "данные изъяты" года рождения, является гражданином "данные изъяты"
Согласно свидетельству о заключении брака I-ПН N 851918 от 02.11.2016 между гражданином "данные изъяты" Тинахаевым Фархадом Али оглы и гражданкой "данные изъяты" "данные изъяты" заключены брачные отношения.
Согласно свидетельству о рождении "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения, является дочерью Тинахаева Ф.А.о. и "данные изъяты"
Согласно выписке и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10.02.2020 иностранный гражданин Тинахаев Фархад Али оглы зарегистрирован в ИФНС по городу Сургуту 15.04.2019 в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности (производство мебели) 26.2-1 с переходом на упрощенную систему налогообложения (ИНН "данные изъяты" ОГРНИП "данные изъяты").
28.05.2018 в отношении истца УМВД России по ХМАО-Югре принято решение о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
28.01.2020 заключением N 14 УМВД России по ХМАО-Югре ранее выданное разрешение на временное проживание аннулировало. Основанием для принятия оспариваемого решения явилось то, что Тинахаев Ф.А.о. в течение очередного года со дня получения разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток, не получал доходов и не может предоставить доказательств возможности содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, установленного Постановлением Правительства ХМАО-Югры, не прибегая к помощи государства.
Полагая, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации является незаконным и необоснованным, Тинахаев Ф.А.о. в обратился с настоящим административным иском в суд.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суды первой и апелляционной инстанции указали, что на момент принятия оспариваемого решения Тинахаев Ф.А.о. обладал достаточными средствами в размерах, позволяющих содержать себя и свою семью, не прибегая к помощи государства на уровне не ниже прожиточною минимума, выданное Тинахаеву Ф.А.о. разрешение на временное проживание на территории Российской Федерация аннулировано при отсутствии к тому достаточных оснований, что влечет для Тинахаева Ф.А.о. негативные правовые последствия, не оправданные необходимостью защиты национальной безопасности, общественного порядка, экономического благосостояния страны, целями предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Кроме того, принятым решением об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации созданы препятствия для реализации прав и свобод Тинахаеву Ф.А.о. на личную и семейную жизнь, проживание со своей супругой, имеющей устойчивую связь с Российской Федерацией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и правоотношения с их участием урегулированы Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральным законом от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, ранее выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Суды нижестоящих инстанций, приняв во внимание представленные административным истцом выписку по счету индивидуального предпринимателя в ПАО Банка "ФК Открытие" с 01.01.2019 по 31.12.2019 согласно которому присутствовало движение денежных средств: кредит 198500.00 рублей, дебет 197960.00 рублей, исходящий остаток (сальдо) 539, 06 рублей, что превышает прожиточный минимум, установленный на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2019 году, обоснованно пришли к выводу, что Тинахаевым Ф.А.о. подтвержден доход, позволяющий содержать себя и членов своей семьи, находящихся на ее иждивении, не прибегая к помощи государства. Кроме того, аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации влечет вмешательство со стороны публичных властей в право административного истца на общение и совместное проживание с супругой, являющееся гражданкой "данные изъяты", а также с дочерью "данные изъяты"
При таких обстоятельствах основания для аннулирования разрешения на временное проживание Тинахаеву Ф.А.о. в Российской Федерации на основании п.п. 8 п.1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ отсутствовали.
Доводы о том, что из представленных в УМВД России по ХМАО-Югре документов не следует, что в течение года со дня выдачи Тинахаев Ф.А.о. разрешения на временное проживание административный истец получал какие-либо доходы, так же не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов. Непредставление Тинахаевым Ф.А.о. в подразделение УМВД России по ХМАО-Югре документов, которые могли быть указанным органом самостоятельно запрошены в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина, не является основанием для принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание без учета имевших место фактических обстоятельств, подтверждаемых представленными в суд документами, поскольку правовое значение для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации имеет не факт непредоставления данным гражданином сведений о доходах за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание, а отсутствие как такового источника дохода.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Определение в полном объеме изготовлено 03.11.2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.