Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П, Печенкиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шарипова Радиона Раифовича, Шарипова Александра Радионовича, Шарипова Константина Радионовича на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 13 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 октября 2020 года по административному делу N2а-718/2020 по административному исковому заявлению Шарипова Радиона Раифовича к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа незаконным, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы
УСТАНОВИЛА:
Шарипов Р.Р. обратился в суд с административным иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско- Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России) о признании незаконным отказа ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России, выраженного в письме исх.N 141/4/09-12223 от 20 ноября 2019 года в принятии решения о передаче трехкомнатной квартиры N "данные изъяты" в доме N "данные изъяты" по улице "данные изъяты" в г.Чебаркуле Челябинской области в муниципальную собственность Чебаркульского городского округа Челябинской области. Также просил возместить судебные расходы.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России с заявлением о принятии решения о передаче трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, "данные изъяты" в муниципальную собственность Чебаркульского городского округа Челябинской области. В письме исх.N141/4/09-12223 от 20 ноября 2019 года ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России выразило отказ.
Полагает, что данным отказом нарушены его права, поскольку в соответствии со статьей 2 ФЗ "О порядке безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", квартира подлежит передаче в муниципальную собственность.
Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 13 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных Шариповым Р.Р. требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Шарипов Р.Р. обратился с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 13.11.2020г, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции ссылается на пункт 1 части 1 статьи 2 и часть 1 статьи 3 Федерального закона "О порядке безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Полагает, что суды пришли к необоснованному выводу о невозможности возложения на уполномоченный орган обязанности по принятию решения о передаче спорной квартиры в муниципальную собственность. Кроме того, по мнению подателя жалобы, суду следовало привлечь к участию в деле Главу Чебаркульского городского округа для выяснения его позиции по рассматриваемому спору. Полагает довод суда о том, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда является правом Министерства обороны РФ не имеющим отношения к существу спора, т.к. требований об исключении помещения из такого фонда истцом не заявлялось, а прекращение данного статуса помещения будет иметь место с момента передачи его в муниципальную собственность.
В суде кассационной инстанции представитель административного истца Жмаев М.Ю. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал по приведенным в жалобе основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Как установлено судами и следует из материалов дела дела Шарипову Р.Р. на основании ордера N 43 от 16 марта 2001 года на семью из трех человек: ему, его супруге Шариповой О.В, и его сыну Шарипову К.Р. предоставлено служебное жилое помещение - трехкомнатная квартира, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенная по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, "данные изъяты" (л.д. 11, 62).
18 октября 2019 года Шарипов Р.Р. обратился с заявлением на имя начальника ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России "данные изъяты" о принятии решения о передаче трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, "данные изъяты" в муниципальную собственность Чебаркульского городского округа Челябинской области (л.д. 8-10).
Письмом исх. N141/4/09-12223 от 20 ноября 2019 года ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России дан ответ, что жилое помещение, расположенное по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, "данные изъяты" относится к специализированному служебному жилому фонду и не подлежит передаче в муниципальную собственность (л.д. 7).
Также установлено, что в настоящее время в квартире зарегистрирован Шарипов Р.Р. и Шарипов А.Р. (л.д. 12, 1, 77, 159).
Шарипов К.Р. со 02 июня 2020 года зарегистрирован по адресу: Челябинская область, г. "данные изъяты" (л.д. 158, 179-180).
Малинина (ранее Шарипова) О.В. зарегистрирована с 03 мая 2017 года по месту жительства по адресу: г. Челябинск, "данные изъяты", и по месту пребывания до 11 января 2027 года, по адресу: г.Чебаркуль, "данные изъяты" (л.д. 160, 178).
На основании решения Чебаркульского городского суда Челябинской области от 20 марта 2015 года, вступившим в законную силу 28 апреля 2015 года Малинина О.В. признана утратившей право пользования служебным жилым помещением по адресу: Челябинская область, "данные изъяты" (л.д. 161-165).
На основании Решений исполнительного комитета Чебаркульского городского Совета народных депутатов от 15 марта 1988 года N 63-2 "О признании жилой площади в жилом фонде КЭЧ Чебаркульского района служебной" признана служебной комната площадью "данные изъяты" кв.м.; от 18 октября 1983 года N 294 признана служебной комната площадью "данные изъяты" кв.м.; от 23 января 1979 года N 28 признана служебной комната площадью "данные изъяты" кв.м, (л.д. 50 об.-52, 57-61, 69-73).
Согласно выписке из реестра федерального имущества "данные изъяты" г.Чебаркуль Челябинской области является федеральной собственностью на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ "Чебаркульская квартирноэксплуатационная часть района" на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 25 сентября 2003 года N 4291-р (л.д.24).
Квартира, расположенная по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, "данные изъяты" является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ "Приволжско- Уральское ТУИО" Минобороны России, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22 января 2020 года (л.д.43-47).
Из выписки из реестра муниципальной собственности, выданной Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, следует, что жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: Челябинская область, "данные изъяты" в реестре муниципальной собственности МО "Чебаркульский городской округ" не числится и не передавалась (л.д.67).
Из сообщения ФГКУ "Центррегионжилье" следует, что квартира, расположенная по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, "данные изъяты" является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России и относится к специализированному жилому фонду Минобороны России, на основании Решений исполнительного комитета Чебаркульского городского Совета народных депутатов от 15 марта 1988 года N 63-2 (комната площадью "данные изъяты" кв.м.), от 18 октября 1983 года N294 (комната площадью "данные изъяты" кв.м.) и от 23 января 1979 года N 28 (комната площадью "данные изъяты" кв.м.), служебное жилое помещение было предоставлено Чебаркульской КЭЧ района Шарипову Р.Р. (как гражданскому персоналу Минобороны России) на состав семьи 3 человека на основании служебного ордера от 16 марта 2001 года N 43, то есть для временного проживания на период трудовых отношений с Минобороны России.
29 апреля 2019 года в адрес Шарипова Р.Р. было направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения в связи с утратой права проживания, но в добровольном порядке помещение не освобождено, в настоящее время ФГКУ "Центррегионжилье" проводит мероприятия для последующей организации исковой работы по выселению Шарипова Р.Р. и членов его семьи из указанного жилого помещения (л.д. 36- 37, 49-50, 54-56).
Из ответа ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России следует, что спорное жилое помещение, предоставленное Шарипову Р.Р. располагалось на территории закрытого военного городка на основании служебного ордера на условиях служебного найма. До настоящего времени решения компетентных органов об исключении спорного жилого помещения из специализированного служебного фонда не принимались (л.д. 35).
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Из содержания названной нормы следует, что здания, сооружения, жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства не подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 25 марта 2010 года N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, а так же по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" является Министерство обороны РФ, которое в силу подпунктов "м" и "е" пункта 2 названного Постановления принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещении к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда; осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
На основе анализа названных положений законодательства суды пришли к обоснованному выводу о том, что исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда относится к исключительным полномочиям собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления), при этом положений, позволяющих обязать собственника исключить помещение из состава такого фонда законодательством не предусмотрено.
Установив, что Министерством обороны РФ не принималось решение об исключении квартиры по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, "данные изъяты" из специализированного жилищного фонда, суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в силу отсутствия оснований для передачи спорного имущества в муниципальную собственность Чебаркульского городского округа Челябинской области.
Довод подателя жалобы о том, что вопрос об исключении помещения из специализированного жилищного фонда не имеет отношения к существу спора, основан на ошибочном понимании законодательства, поскольку наличие у жилого помещения статуса помещения специализированного жилищного фонда свидетельствует о необходимости использования данного помещения в целях обеспечения осуществления полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 13 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шарипова Радиона Раифовича, Шарипова Александра Радионовича, Шарипова Константина Радионовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 15.01.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.